Александр Лукашенко: «У нашей молодёжи есть главное — мирная, красивая, независимая страна»

В апреле 2019 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко обратился к белорусскому народу и Национальному собранию. В ежегодном Послании Глава государства расставил приоритеты развития Беларуси на ближайшее время и дал ряд чётких поручений, как сохранить и приумножить то, чего уже достигла Беларусь. Газета «Гродзенскі ўніверсітэт» публикует выдержки из Послания, а также комментарии сотрудников и студентов ГрГУ имени Янки Купалы.

«МЫ УЧИЛИСЬ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМИ, СВОБОДНЫМИ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ. ОНИ [МОЛОДЕЖЬ] ТАКИМИ РОДИЛИСЬ»

Виктор Ватыль, заведующий кафедрой политологии

Виктор Ватыль, заведующий кафедрой политологии:

– Слова Президента – не просто констатация факта социальной стратификации по возрастному критерию. В них подчёркивается прямое указание на новую неформальную основу молодого белорусского государства – ценностно-ориентированное понимание государственного суверенитета современной молодёжью – гражданами, рождёнными и социализировавшимися в независимой Республике Беларусь. Государственный суверенитет для них уже является не формальным атрибутом, «опцией», которую можно добавить или «отключить» в политической повестке, а частью мировосприятия, системы ценностей. Своя собственная суверенная государственность для белорусской молодёжи, таким образом, органично и естественно заняла место в ряду фундаментальных жизненных ценностей, как например, неотчуждаемые гражданские права.

Никита Гура, студент 2 курса юридического факультета

Никита Гура, студент 2 курса юридического факультета:

– Мы, поколение, родившееся уже в суверенном государстве, изначально чувствуем себя свободными. Не знающими тех невзгод, которые затронули прошлые поколения. Мы, современная молодёжь, должны ценить то, что имеем, а также всецело беречь наше общее будущее, чтобы и следующее поколение «такими родились».

«НУЖНО И САМИМ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ, ЧТОБЫ НАЙТИ СЕБЯ НА РЫНКЕ ТРУДА»

Дарья Шпак, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования учебно-методического управления

Дарья Шпак, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования учебно-методического управления:

– В любой профессии нужны и важны специалисты, способные к саморазвитию и самообразованию. Это и есть инициатива – инициатива успешности! Если при поиске места работы помимо необходимых профессиональных навыков вы обладаете дополнительными знаниями, например, иностранного языка, у вас имеются сертификаты об окончании обучающих курсов, расширяющие ваши способности, то, безусловно, у вас больше преимуществ найти высокооплачиваемую и достойную работу. В настоящее время для молодых специалистов созданы благоприятные условия для успешного старта. Преподаватели формируют необходимые компетенции, а дополнительные образовательные курсы предлагают повысить уровень приобретённых знаний. Университетские, областные, республиканские и международные мероприятия дают возможность реализовать свои способности в различных сферах: научной, учебной, спортивной и общественной. Действуйте, проявляйте инициативу – и у вас всё получится!

Полина Курбатова, студент 4 курса факультета математики и информатики

Полина Курбатова, студентка 4 курса факультета математики и информатики:

– Я работаю со второго курса, но прежде чем трудоустроиться, подтянула английский до уровня Intermediate, окончила курсы по программированию в образовательном центре, а затем курсы по Java в ИТ-компании, и только потом успешно прошла собеседование. Сейчас за плечами стаж 2,5 года, и я могу с уверенностью сказать о пользе совмещения работы и учёбы. Так вы получаете практический опыт, углубляете свои знания, определяетесь с направлением и решаете вопрос гарантированного трудоустройства.

Студентам идут навстречу и преподаватели, и работодатели. Наш университет предоставляет индивидуальный учебный план студентам, совмещающим обучение с трудовой деятельностью, а предприятия дают возможность выбирать удобный график работы.

«ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ ЧЕЛОВЕКА»

Елена Лапковская, доцент кафедры естественнонаучных лингвистических дисциплин и методик преподавания

Елена Лапковская, доцент кафедры естественнонаучных лингвистических дисциплин и методик преподавания:

– Если ещё пару лет назад аналитики в один голос говорили о том, что скоро искусственный интеллект и робот заменят людей полностью, то теперь их мнения несколько изменились. Всё чаще звучат сомнения в возможностях искусственного интеллекта заменить профессии и процессы, в которых нужны человеческие качества и эмпатия. Например, как можно заменить учителя или воспитателя? Искусственный интеллект – это программа. А скажите, можно ли запрограммировать все жизненные ситуации?

Каждый педагог, когда готовится к занятиям, безусловно, создаёт своего рода программу – план-конспект урока. Однако, когда видит, что «программа» не срабатывает в той или иной ситуации, то он перестраивается, быстро подбирая иные методические приёмы, формы и методы работы. А сможет ли в течении минуты-двух так перестроиться искусственный интеллект? Учитель информацию не доставляет – учитель учит эту информацию находить! Учитель – это человек, который обладает нестандартным мышлением, глубокой аналитикой и высоким уровнем профессионализма. У учителя есть душа – то, чего у робота не может быть просто по определению.

Татьяна Тюфанова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, аспирант факультета психологии

Татьяна Тюфанова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, аспирант факультета психологии:

– Искусственный интеллект никогда не заменит человека, так как человеку свойственно испытывать чувства и эмоции, и при любой деятельности он руководствуется непосредственно желанием переживать, проживать опыт. Всё это мы можем получать лишь при реальном контактном взаимодействии. Машины никогда не смогут понять внутренний мир человека, им свойственна запрограммированная логичность и последовательность, человеку же свойственно ошибаться, что может приводить как к положительному, так и отрицательному результату и является немаловажным стимулом при обучении. Машина никогда не сможет дать поддержку, эмпатию, дружеские объятия, эффект «тёплых и ласковых слов».

«ЧИСТОТА, ЭСТЕТИКА — ЭТО НЕ ПРОСТО НАШ БРЕНД, ЭТО СТИЛЬ ЖИЗНИ»

Александр Каревский, декан факультета биологии и экологии

Александр Каревский, декан факультета биологии и экологии:

– Принеманскому краю досталось богатейшее природно-культурное наследие, которое прославляли в своём творчестве наши великие классики Янка Купала и Якуб Колос. Тезис о том, что чистота не там, где не мусорят, а там, где поддерживают порядок, давно стал хрестоматийным в применении к Гродненскому региону. Являясь западными воротами прекрасной Беларуси, Гродненщина с каждым днём становится более привлекательной для многочисленных гостей. Природа осознаётся нами с позиции эколого-эстетической ценности, в которой наряду с познанием новых аспектов естественного функционирования окружающей среды мы всё в большей мере транслируем свой духовный и чувственный мир в решение экологических проблем. Приобщаясь к постижению природы как с научной, так и этической составляющей, мы формируем понятие экологической красоты. Это важно, особенно для молодого поколения, поскольку, как известно, красота спасает мир, а в нашем случае является действенным средством трансформации экологических знаний в русло решения задач ключевых целей устойчивого развития природы и общества.

Виктория Котлярова, студентка 3 курса факультета биологии и экологии

Виктория Котлярова, студентка 3 курса факультета биологии и экологии:

– Обучение чистоте, воспитание эстетического чувства и экологической культуры среди молодых людей – одна из важных задач молодёжной политики Республики Беларусь. В широких студенческих кругах становится всё более популярным экологическое движение и стремление сделать свой край чистым, красивым и процветающим. Студенты нашего факультета круглый год участвуют в акции по уборке территории и сбору материалов для вторичной переработки, экологическом движении «Green Sun», проекте «Университет-сад», делая наш университет красивее. Весной студенческий отряд в течение месяца работал в лесном питомнике «Зарубичи» Гродненского лесхоза, высаживая деревья вместо уничтоженных лесных массивов. Недавно удалось осуществить давнюю мечту нашего факультета – посадить девичий виноград. Благодаря заботливым рукам наших ребят, преподавателей и работников совсем скоро из небольших саженцев вырастет «зелёная стена», которая станет украшением нашего корпуса!

«ЕСЛИ КТО-ТО ХОЧЕТ ПОТЕРЯТЬ РАЗУМ — ОН ПОТЕРЯЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЕСЛИ ОН ХОЧЕТ ПОТЕРЯТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ — ОН ПОТЕРЯЕТ БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК»

Мария Конюшкевич, профессор кафедры журналистики

Мария Конюшкевич, профессор кафедры журналистики:

– У нас на рэферэндуме 1995 г. асоба атрымала права выбраць для сябе самы камфортны варыянт – свабоду карыстацца той мовай, на якой ёй лягчэй думаць і камунікаваць.

І хоць ў камунікацыі беларусы менш за ўсё карыстаюцца беларускай мовай, яна жыве ў іх сэрцах. Ці не таму падчас двух апошніх перапісаў насельніцтва большасць грамадзян Беларусі сваёй роднай мовай назвалі беларускую? Не гавару на ёй, але памятаю! Яна родная – наша цярплівая і памятлівая матчына мова. Больш двух стагоддзяў меўшы перапынак у кніжнай традыцыі, яна выжыла ў вуснай сваёй форме дзякуючы памяці сэрца беларусаў. Аднавілася і развіваецца.

Цяпер ужо і беларусы сталі асэнсоўваць, якая ахвяра была пакладзена на алтар іх маўленчага камфорту. Але працэс нацыянальнай самаідэнтыфікацыі на моўнай глебе нельга ні падганяць, ні прытрымліваць. Працуючы над беларускімі прыназоўнікамі і злучнікамі, заўважаю ў беларускамоўнай інтэрнэт-камунікацыі актыўную словатворчасць і варыятыўнасць. Дарэчы, уласныя рэсурсы беларускай мовы ўзбуджаюцца якраз пад уплывам менавіта рускай мовы.

Адмаўляцца ад рускай мовы – вялікае глупства. Добра было б, калі б беларусы ведалі і некалькі замежных моў. Гэта ж цудоўна, калі чалавек можа і мае права, дзе, калі і з кім на якой мове весці палітычны дыялог, даказваць навуковую ісціну, дамаўляцца ў бізнесе, прызнавацца ў каханні, жартаваць ці проста цешыць душу ў шчырых узаемінах. Будзь, беларус, “многоязык, мудр и сердечен”, якім цябе сталі пазнаваць у свеце.

Александра Радкович, студентка 3 курса филологического факультета

Александра Радкович, студентка 3 курса филологического факультета:

– На мой взгляд, это выражение является настоящим показателем того, что в нашей стране существует два равных государственных языка: белорусский и русский. Если у настоящего белоруса присутствует разум и сердце, значит, он должен владеть и двумя языками. Сложно и неправильно было бы пользоваться чем-то одним, или разумом или сердцем, ведь эти важные элементы должны быть едины для лучшего результата.

Так и с языками, для того, чтобы человек почувствовал свою «самасвядомасць» и осознал свою «годнасць», нужно ценить и уважать свою историю, гордиться нашими предками и чтить память событий, которые позволили нам стать сильной и независимой страной.

«НАШИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО НУЖНЫ НАМ, НУЖНЫ СВОЕЙ СТРАНЕ»

Оксана Котова, начальник управления воспитательной работой с молодежью

Оксана Котова, начальник управления воспитательной работой с молодежью:

– В нашей стране созданы все условия для самореализации молодёжи, что отражено в ряде нормативных правовых актов: Законе Республики Беларусь «Об основах государственной молодёжной политики», Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2016–2020 годы и других. Это важный элемент государственной политики в области социального, экономического и культурного развития. В купаловском вузе молодёжная политика реализуется, в первую очередь, через поддержку талантливой молодёжи, создание и функционирование спортивных секций, творческих объединений и кружков по интересам, студенческих отрядов, развитие лидерских и творческих способностей молодёжи. Студенты постоянно участвуют в мероприятиях университетского, городского, республиканского и международного уровней. Мы стараемся учитывать их интересы, опираться на их знания, креативность, смелость, делать всё возможное, чтобы они смогли раскрыть и развить в себе таланты. Мы хотим, чтобы они видели и чувствовали, что нужны университету, обществу и стране.

Александр Жегало, студент 2 курса факультета истории, коммуникации и туризма

Александр Жегало, студент 2 курса факультета истории, коммуникации и туризма:

– Наш университет – это действительно «университет твоих возможностей». Здесь каждый может не только проявить себя в учёбе, но и попробовать свои силы в научной и инновационной деятельности, в волонтёрской работе и студотрядовском движении. Кроме того, за два года обучения в университете я сделал первые шаги как будущий профессионал, проводя экскурсии по городу и нашему университету, а благодаря программе академической мобильности Erasmus+ следующий семестр буду обучаться в одном из университетов Финляндии. Уверен, что полученный опыт я с успехом смогу применить, развивая туристический потенциал Беларуси.

«НАМ НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПЕРЕДОВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Юрий Романовский, проректор по научной работе:

Сегодня уровень развития технологий и производства требует от системы высшего образования глубокой интеграции с реальным сектором экономики. При этом нужно говорить не только о практикооринтированности учебного процесса, но и формировании у будущего специалиста предпринимательских компетенций и инновационного мышления, способного генерировать, реализовывать и продвигать новые идеи и продукты. При этом данный стиль мышления важен и для специалистов, которые будут работать в гуманитарной и социальной сферах.

С 2014 года в нашем университете реализуется концепция практикоориентированного обучения: заказчики кадров делятся опытом, предлагают свои знания при проведении занятий, зачастую определяют траекторию подготовки специалиста. Большое внимание уделяется внедрению собственных научных разработок в производство – работа Центра трансфера технологий направлена на выстраивание взаимодействия учёного с представителями реального сектора экономики и бизнеса. Это не просто поиск инвестора, скорее – подбор команды, способной реализовать идею, вывести на рынок готовый и востребованный продукт.

Создание в университете Научно-технологического парка позволило замкнуть инновационный цикл. Сегодня у купаловцев есть возможность заниматься научными исследованиями, апробировать результаты, создавать пробные партии продукции, что в дальнейшем ведёт к созданию малых инновационных производств. Мы наблюдаем тенденцию прихода в НТП компаний-резидентов, созданных выпускниками нашего университета. И важной задачей технопарка является взращивание новых инновационных предприятий, а возможно, и новых сфер производства.

Владислав Банцевич, студент 2 курса факультета экономики и управления:

– Благодаря современным подходам к обучению и тесному взаимодействию науки, образования и бизнеса мы, студенты, можем наблюдать конкретные инновационные подходы, которые внедрены в университетах нашей страны. Например, конкурс бизнес-идей «ИнНаСтарт» на базе ГрГУ имени Янки Купалы, в котором я принимал участие с бизнес-идеей «Симбиоз», суть которой в кооперации студента и предпринимателя для достижения общей цели. Благодаря данному конкурсу и своему университету я получил советы от дипломированных специалистов, действующих бизнесменов, которые на протяжении всего конкурса помогали и подсказывали ответы на вопросы, которые у меня появлялись во время написания бизнес-плана. Таким образом, при помощи современных подходов к обучению я смог попробовать себя в будущей профессии».

«БЕЛАРУСЬ, БЕЗУСЛОВНО, СТРАНА ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ…»

Елена Стельмах, начальник отдела культурно-массовой и досуговой деятельности УВРсМ

Елена Стельмах, начальник отдела культурно-массовой и досуговой деятельности УВРсМ:

– Я бы от себя добавила «талантливых молодых людей». Это безусловная истина. Истина, которая имеет глубокие исторические основания… Разве может быть бесталанно молодое поколение Беларуси, с первых жизненных шагов впитавшее благодаря поэтическому наследию Купалы и Богдановича чувство патриотизма, гордости за своих предков, истинное уважение к родным традициям?.. Разве может быть чёрствой душа у ребят, у которых с рождения душевные струны настроены на лиризм, правдивость и открытость музыкальных творений Мулявина и Лученка?..

Невозможно не проявить свой талант, если почерк твоих предков – это нестандартный художественный штрих Шагала и утончённость исторических архитектурных достопримечательностей… Глядя на молодых людей сегодня, я не сомневаюсь: мы обязательно будем гордиться именами нового молодого поколения и их безграничными творческими достижениями. Студенты-купаловцы уже пишут запоминающуюся историю. А трудолюбия и усердия в достижении цели нам не занимать.

Полина Бубешко, студентка 2 курса факультета инновационных технологий машиностроения:

– Беларусь – страна талантливых людей? Конечно… А самые талантливые – в нашем университете! Это подтверждают неоднократные победы в республиканском фестивале творчества «Арт-вакации» и республиканском гражданско-патриотическом марафоне… Наши студенты блистают на подиумах и танцевальных площадках страны. Спасибо, мой университет, за самые счастливые моменты! Раскрась жизнь творчеством вместе с нами!

«НАДО В ИНТЕРНЕТЕ РАБОТАТЬ… ЧЕЛОВЕК В ПРАВДЕ РАЗБЕРЕТСЯ»

Инна Минчук, заведующий кафедрой журналистики

Инна Минчук, заведующий кафедрой журналистики:

– Для нас, педагогов, этот вопрос актуален по нескольким причинам. Во-первых, потому, что мы работаем с молодёжью. А для неё виртуальное пространство нередко более реально, чем окружающий нас мир. Для неё события рождаются там. Авторитеты, лидеры мнений тоже там. И этим авторитетом, к сожалению, становится не тот, у кого опыт и знание. А тот, у кого лайки, подписчики, репосты.

Во-вторых, потому что в сети идёт острая идеологическая борьба. Постоянно формируются сообщества. Люди объединяются в группы. Мы не сможем победить эту тенденцию, значит, мы должны, если не возглавить её, то, как минимум, быть там, в сети, отстаивать свои интересы, позиционировать свой университет, факультет, кафедру, себя как представителя университета с полным пониманием ответственности: от лайка, поставленного под чужим постом, до собственной фотографии на личной страничке.

В-третьих, потому что интернет в целом и социальные медиа в частности обладают огромным организационным ресурсом. И сегодня кураторы студенческих групп уже освоили практику оперативного информирования студентов в социальных сетях. Но в интернете можно гораздо больше: организовывать работу над студенческим проектом, помочь с консультацией, дать студенту ссылку на полезную книгу или статью, пригласить на мероприятие, вести профориентационную работу, работать отдельно с абитуриентами и с их родителями. А ведь есть ещё инструменты таргетирования, лидогенерации и прочее.

И здесь я полностью согласна с Президентом: нужно работать в интернете, осваивать механизмы интернет-коммуникации, если мы хотим быть успешными в информационном и образовательном пространстве.

Павел Лопато, студент
4 курса факультета истории, коммуникации и туризма

Павел Лопато, студент 4 курса факультета истории, коммуникации и туризма:

– В молодёжной среде интернет – один из основных источников получения информации. Этот факт актуализирует необходимость регулирования сферы интернет-коммуникаций. В первую очередь, необходимо пресекать распространение ложной информации, пропаганды деструктивных для сознания и мировоззрения молодёжи идей и установок. Но решать эти задачи, как справедливо заметил Президент, нужно взвешенно.

Важным направлением работы в данной области является формирование критического отношения к получаемой в интернете информации, распространение медиаграмотности в молодёжной среде. Во время учёбы мне довелось неоднократно принимать участие в такой работе. Кафедра журналистики в 2018 году провела для учащихся гродненских школ Летнюю школу медиаграмотности и интенсивные образовательные курсы «#явсети», где я делился с ребятами собственным опытом работы в социальных медиа. Очевидно, что, несмотря на доступность информации, обсуждать с подростками нужно самые разные вопросы: от настроек приватности в личном аккаунте до кибербуллинга и фейковых новостей.

«МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛАРУСИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ОБРАЗОВАННЫЕ, ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ПРЕДАННЫЕ ДОЛГУ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ»

Леонтий Павлов, начальник военного факультета

Леонтий Павлов, начальник военного факультета:

– Главой государства уделяется серьёзное внимание развитию Вооружённых Сил Республики Беларусь. Об этом свидетельствует созданная национальная система военного образования, основу которой составляют Военная академия Республики Беларусь, а также семь военных факультетов гражданских учреждений высшего образования. Одним из таких является военный факультет ГрГУ имени Янки Купалы. Благодаря высокому научно-методическому потенциалу нашего университета мы осуществляем подготовку разносторонне развитых личностей, высокообразованных офицеров для Вооруженных Сил Республики Беларусь и других силовых структур. Кроме того, активно участвуем в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи города и области. Офицерский состав и курсанты военного факультета принимают участие в мероприятиях г. Гродно, проводят занятия с учащимися военно-патриотических классов средних учебных заведений в областном центре и за его пределами. Мы уверены, что военный факультет вносит достойный вклад в дело подготовки офицерских кадров и воспитания настоящих граждан, патриотов, защитников нашей сильной и процветающей Беларуси!

Евгений Галков, курсант 4 курса военного факультета

Евгений Галков, курсант 4 курса военного факультета:

– В ходе обучения на военном факультете курсанты на протяжении четырёх лет впитывают в себя профессиональные знания, навыки и умения. А эффективная, целенаправленная подготовка военных специалистов в дальнейшем позволяет на высоком уровне выполнять служебные обязанности на благо сохранения суверенитета и обеспечения военной безопасности Беларуси.

Поделиться

Читайте также: