Совмещать учёбу и работу или посвятить всё время только учёбе?
Не секрет, что многие студенты дневной формы обучения задумываются о подработке. В поисках возможности совместить учёбу и работу они стремятся всё успеть и ничего не упустить. Но есть и те, кто категорически против работы во время учёбы, утверждая, что это единственное наиболее продуктивное время, когда можно полностью сосредоточиться на постижении знаний, не отвлекаясь на второстепенные дела и обязанности. Чья позиция более убедительна – решать вам.
Елизавета Бештень, студентка 3 курса дневной формы обучения специальности «Информация и коммуникация» факультета истории, коммуникации и туризма ГрГУ имени Янки Купалы:
– Считаю, что студент дневной формы обучения должен обязательно работать или хотя бы подрабатывать по своей специальности. На личном примере убедилась, что можно качественно делать и то и другое без ущерба и даже с пользой для себя. Работа позволяет, в первую очередь, существенно расширить кругозор, чувствовать себя уверенной, независимой, учиться более осознанно. Сейчас я сама оплачиваю съёмную квартиру, покупаю продукты, одежду и всё необходимое. Обучаясь на платной основе, я чувствую себя некомфортно от того, что родители должны полностью меня содержать.
К середине второго курса моя подруга, студентка смежной специальности, предложила поработать в туристической компании. На протяжении полугода я работала копирайтером. Во время практики трудилась целый день в офисе в качестве специалиста-маркетолога и SMM-менеджера. По окончании практики нужно было выбирать – переходить на индивидуальный график обучения и работать в офисе либо учиться и работать удалённо. Для меня важно, чтобы у меня был высокий средний балл, поэтому сделала выбор в пользу удалённой работы, на которую уходит 3 – 4 часа в день.
Сейчас мой рабочий день начинается в 9 часов утра, до 12 часов выполняю свои обязанности по ведению социальных сетей, написанию текстов, наполнению сайта компании. Затем иду в университет и посвящаю время учёбе. Я всё успеваю – и работать, и учиться, и отдыхать. Сплю по 7 – 8 часов в сутки. Конечно, чтобы не опаздывать и выполнять работу в срок, мне нужно было освоить тайм-менеджмент – правильное планирование времени без вреда для организма.
Убеждена, очень важно как можно раньше приступить к работе по специальности, с которой планируешь связать свою жизнь. Не вижу смысла в должности кассира в Макдональдсе, если ты учишься на логиста или программиста. Работа, связанная с будущей профессией, – это возможность самореализоваться, приобрести навыки, опыт, на практике увидеть то, что преподаватели объясняют в аудитории на лекциях, и даже больше. Например, узнать, как выстраивать отношения с другими специалистами на работе, с коллегами, с общественностью. Ещё один важный момент: зарабатывая деньги, ты учишься экономить, формировать бюджет, планировать покупки, в конце концов, ты ценишь деньги, которые сам заработал. Кроме того, благодаря работе формируется важное качество успешной личности – ответственность.
Дарья Бабарика, студентка 2 курса дневной формы обучения специальности «Правоведение» юридического факультета ГрГУ имени Янки Купалы:
– Я считаю, всему своё время. Сейчас для меня самое главное – учиться, потому что мечтаю получить диплом с отличием, который позволит мне быть конкурентоспособной на рынке труда. Выбор специальности был обдуманным шагом, сейчас стараюсь максимально овладеть необходимыми знаниями. Уверена, работа, да даже и подработка, будет мешать учёбе. Потому что трудовая деятельность влечёт за собой недосыпания, пропуск занятий, недостаточно качественную подготовку к ним. В любом случае, даже если студент очень грамотно распланирует своё время, он не сможет осваивать в полной мере учебный материал. Как бы меня кто не убеждал, я не верю, что у работающего студента стопроцентное посещение пар и хватает времени на хорошую подготовку. А ведь именно сейчас нужно ответственно подойти к изучению материала, который будет полезен в будущей профессии. Не секрет, работа забирает очень много сил. А что остаётся на учёбу? Я слышу жалобы от работающих студентов на нехватку сна, на усталость, на отсутствие свободного времени. В первую смену студент работает, во вторую – учится, ночью спит… А когда системно готовиться к занятиям, сессии?
Получая высокие баллы, развиваясь и реализуя себя в творчестве и науке, вполне реально претендовать на повышенную стипендию. Университет для этого предоставляет замечательные возможности. Не так уж и сложно получить, скажем, Президентскую или именную стипендию. Мой средний балл выше девяти, и у меня повышенная стипендия, кроме того я получила замечательный опыт будучи волонтёром на II Европейских играх, что было бы невозможно при условии работы в силу занятости.
Родители меня воспитали так, что я не могу себе позволить необдуманные траты. Они мне дают на неделю небольшую фиксированную сумму, плюс моя стипендия – этого мне вполне хватает. Я тоже им по возможности помогаю: например, зарабатывая в летний период, часть денег отдавала родителям. У нас с ними – взаимопомощь.
Понятно, что летом лежать на диване и смотреть весь день сериалы – не самое лучшее времяпрепровождение. Хорошо подработать, например, вожатым в лагере, чтобы не расслабляться, а продуктивно развиваться.
Моя мама всегда говорит: «Успеешь ещё наработаться в своё время!». Практический опыт – это, безусловно, хорошо, но его с успехом можно получить в специально отведённое для этого время в ходе производственной практики. Уверена, если к ней относиться добросовестно, то можно без ущерба для учёбы овладеть практическими навыками.
МНЕНИЕ
Геннадий Гачко, проректор по учебной работе ГрГУ имени Янки Купалы:
– Радует то, что обе студентки настроены на позитивное отношение к учёбе и к своей будущей профессиональной деятельности, поэтому их позиции расцениваю как абсолютно продуктивные и не противоречащие друг другу. Разница заключается только в том, какие цели они ставят перед собой.
Очевидно, что Елизавета целенаправленно готовится к профессиональной деятельности в сфере производства или услуг. Поэтому работа по специальности для неё является замечательным средством профессионального совершенствования, приобретения коммуникативных и иных значимых для формирования успешной личности компетенций. И это правильный выбор – выбор самой Елизаветы!
Позиция Дарьи, по моему мнению, основана на том, что она стремится в максимальной степени реализовать себя в рамках образовательной программы, создать в большей степени теоретический задел для своей будущей деятельности. Где-то между строчками я увидел её склонность и стремление к научной деятельности. Буду рад, если через несколько лет увижу Дарью Витальевну в числе наших коллег – преподавателей университета. И это тоже правильный выбор – выбор самой Дарьи!
Есть ещё одна позиция, которая заслуживает уважения, – совмещать учёбу и работу, чтобы оплачивать обучение, помогая своей семье. Конечно, это сложно, но есть ситуации, когда без этого не обойтись, и не всегда удаётся найти работу по своей будущей специальности.