Ирина Банах: «Что делать, если снега нет и не предвидится, отчёты и рейтинги горят, времени катастрофически не хватает, а уровень новогоднего настроения близок к нулю? Готовых ответов нет, но есть один совет – читать!»

В предновогоднем марафоне мы зачастую не успеваем глубоко прочувствовать радость от приближающихся праздников. А что делать, если снега нет и не предвидится, отчёты и рейтинги горят, времени катастрофически не хватает, а уровень новогоднего настроения близок к нулю? Готовых ответов нет, но есть один совет – читать! В любой непонятной и кризисной ситуации – читать! Воображать и мысленно настраивать себя на праздничную волну. Лучше, если читать в семейном кругу – тогда наше ожидание праздника обогатится ощущением единения, сопричастности, совместного погружения в чудотворный мир Рождества и Нового года. Что читать – это уже другой вопрос. Здесь сразу оговорюсь: попытка составить универсальный список заранее обречена на провал. И всё же попытаюсь рассказать о своих предпочтениях в надежде, что мой читательский опыт кому-нибудь пригодится.

Одна из главных статей в моих семейных списках – это, разумеется, душеполезное чтение, которое не только создаёт атмосферу праздника, но и напоминает о важнейших человеческих ценностях – о Добре и Красоте.

Возглавляет список «Снежная Королева» Г.Х. Андерсена – книга на все времена, и каждое поколение читает её в соответствии со своим уровнем мировосприятия (кстати, сам Андерсен утверждал, что пишет для всех возрастных категорий, и обижался, когда его называли детским писателем). Для маленьких читателей это история о всепобеждающей любви, способной преодолеть любые препятствия, и о чудесном спасении. Для взрослых же повесть раскрывается другими своими гранями, превращаясь в историю об утрате, о долгом пути очищения и о духовной победе над смертью. Известно, например, что для самого писателя Снежная Королева ассоциировалась с Ледяной Девой – героиней северного фольклора, олицетворяющей смерть. Последние слова его умирающего отца были обращены именно к ней. И когда потрясенный подросток стал рыдать над умершим, мать удержала его: «Не плачь, бесполезно звать его, он умер, Ледяная Дева унесла его».

Но в книге Жизнь побеждает, дарит надежду на спасение и напоминает о необходимости веры. Недаром в начале сказки дети поют псалмы, славословящие Христа (этот фрагмент в советские атеистические времена вымарывала цензура), а Герду в трудных ситуациях поддерживает молитва. Ещё это книга о губительности рассудочного мировосприятия и непомерного критицизма, которые способны отвратить человека от добра и сострадания. Ведь именно в этом смысл истории о разбитом зеркале тролля: человек с осколком в глазу «видит всё навыворот и замечает в каждой вещи лишь дурные стороны». А так важно напомнить себе и близким о позитивном мышлении, об умении быть благодарным – каждому дню, каждому пережитому событию, каждому встреченному человеку. В моей домашней библиотеке есть издание сказки с волшебными иллюстрациями Владислава Ерко, и читать её в окружении новогодних огней – исключительное удовольствие.

К слову сказать, у Андерсена можно найти и другие зимние сказки, менее популярные, но не менее душеполезные, – это и «Последний сон старого дуба», и «Ель», и «Девочка со спичками». Грустный финал этих историй никого не сможет оставить равнодушным, он напоминает о ценности жизни и о вере в высшую справедливость. Как однажды сказал Н.М. Карамзин, «мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слёзы не капали». Ради этих очистительных слёз, пробивающих ледяную толщу привычного равнодушия, и создавались эти незамысловатые истории.

Среди зимних маст-ридов не могу не отметить «Щелкунчика и Мышиного Короля» Э.Т.А. Гофмана. Написанная более двухсот лет тому назад, эта сказка по-прежнему заряжает волшебством и настраивает на праздничный лад. А главное, она создаёт образ идеального Праздника, физическое переживание которого ощущаешь на каждой странице, в каждой строчке – будь то описание предпраздничного томления, сияющей огнями новогодней ёлки или восторженного исследования подарков. «Ах, как чудно!» – хочется воскликнуть вслед за героиней сказки Мари. Повесть, которая неизменно уносит в детство, – и только за это ностальгическое ощущение стоит ежегодно возвращаться к ней. А если ещё совместить чтение с просмотром балета П. Чайковского (26 января, кстати, в Гродненскую филармонию приезжает балетная труппа на льду из Санкт-Петербурга со спектаклем), удовольствие можно получить более проникновенное.

Список логично продолжить так называемыми святочными (или рождественскими) историями, создающими в домашнем пространстве уютную атмосферу. Конечно же, это классика жанра – «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского, «Ванька» А.П. Чехова, «Ангелочек» Л. Андреева и другие, а также более современные варианты – «Дары волхвов» О. Генри, «Легенда о Рождественской розе» С. Лагерлеф, «Звезда над Вифлеемом» А. Кристи, «Три кедра» Паоло Коэльо и другие. Все эти истории – грустные и весёлые, вымышленные и реальные – приурочены к святкам (отсюда и название) и непременно увенчиваются Чудом, божественным или рукотворным. И пусть не смущает морализаторский характер этих историй – в наш век всеобщего релятивизма, когда отказ от традиционных ценностей становится нормой, отнюдь не лишним будет напоминание о том, что законы милосердия, сострадания и любви к ближнему абсолютны и непреходящи. Для тех же, кто предпочитает более светские или документальные варианты вдохновляющих и мотивирующих историй, можно порекомендовать серии издательства «Эксмо» «Куриный бульон для души» и «Перемены к лучшему».

Настроить себя на празднично-торжественный лад кому-то поможет рождественская поэзия – А. Блока, Б. Пастернака, М. Цветаевой, В. Набокова, И. Бродского и других. Можно устроить дома или в дружеской компании поэтический вечер со свечами и святочными гаданиями, с прослушиванием и исполнением колядных песен, с приготовлением традиционных рождественских блюд – и, почувствовав себя «немного волхвом», своими усилиями сотворить праздник. Тогда и душа празднику открывается шире:

И Младенца, и Духа Святого

ощущаешь в себе без стыда;

смотришь в небо и видишь – звезда.

(И. Бродский)

В качестве праздничного антидепрессанта можно посоветовать «тёплую рождественскую сказку» (именно таков жанровый подзаголовок книги) Фэнни Флэгг «Рождество и красный кардинал». Главный герой повести узнаёт, что смертельно болен и, следуя рекомендациям врача, переезжает из вечно промозглого Чикаго в забытый богом и людьми небольшой провинциальный городок, который, как водится, поначалу кажется недавнему жителю мегаполиса скучным и странным: местные горожане враждуют с креолами, городом правит тайное благотворительное общество, где-то на окраине живёт брошенная родителями девочка-инвалид, а в местной лавке обитает спасённый хозяином красный кардинал по кличке Джек. Да, история, рассказанная автором, кажется неправдоподобной, но таковы законы жанра, призванного уверить читателей в том, что всё в конце концов образуется: одинокие путники обретут кров, больные исцелятся, а потерянные половинки обязательно найдутся.

Но кто сказал, что декорации зимнего чтения должны быть обязательно околорождественскими?! Найдётся немало книг, повествующих не о праздничных, а о повседневных чудесах. Для меня это, прежде всего, «Шоколад» и «Ежевичное вино» английской писательницы Джоанн Харрис, полагающей, что Чудо имеет рукотворную природу. «Иногда надо создать волшебству подходящие условия», – считает героиня романа «Шоколад» и помогает жителям захолустного городка дописать счастливый сценарий своей судьбы: осуществить нереализованные желания, воплотить несбывшиеся мечты. И это такая «вкусная», подробная, насыщенная запаховыми, цветовыми и вкусовыми оттенками проза, которая дарит сладкое ощущение счастья – по-детски беззаботного, полновесного и не отпускающего ещё долго после прочтения книги. А ведь именно ради этого праздничного «послевкусия» и затевается предновогоднее чтение.

Для поднятия жизненного тонуса подойдут и целительные, жизнеутверждающие произведения Татьяны Толстой, Наринэ Абгарян, Дины Рубиной – всё это высокая литература, напоминающая читателю о самом главном: о том, что семья всегда первостепенна, что память о прошлом есть история о нас самих, что самое главное Чудо – это Чудо любви. Дарованное свыше, оно должно трепетно поддерживаться и подогреваться нами.

Праздники уже вот-вот на пороге. Осталось настроить свой внутренний камертон на волшебство, ждать снега, радоваться каждому прожитому мгновению и создавать настроение себе, а лучше – понемногу волхвовать и для других. В погоне за праздничным настроением все средства хороши. Включить в жизненную программу прогулки по праздничному городу, украшенному яркими огнями, просмотр рождественских фильмов, поход на зимние рукодельные мастер-классы; участие в благотворительных акциях – всё, что заставляет наше сердце биться чаще. Подойдут и самые незамысловатые гастрономические радости – кофе с корицей, апельсиновый чай, рождественский штрудель, чашечка глинтвейна и, главное, уютная семейная или дружеская компания. А ещё под новогодней ёлкой заглянуть в свой мемуарник, пересмотреть фотографии и обязательно произнести слова благодарности уходящему году. И Чудо Рождества обязательно случится, я в это искренне верю.

Ирина БАНАХ,

кандидат филологических наук, доцент

Поделиться

Вам может также понравиться...