Филологическое и физико-математическое образование: штрихи истории

История Купаловского университета начинается в 1940-м году, когда в Гродно был создан Гродненский учительский институт. Первыми его учебными подразделениями были отделения белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, а также физико-математическое. Перед первыми преподавателями стояла сложная задача – обеспечить достойный уровень знаний обучаемых, подготовить специалистов для работы в школе в любой точке Советского Союза.

80-летние традиции филологического образования

После освобождения Гродно уже в педагогическом институте открылась кафедра русского языка и литературы. 14 декабря 1944 года, согласно сохранившемуся протоколу, состоялось первое заседание, на котором присутствовали заведующий кафедрой М.Л. Рей, доцент Н.С. Гурло, завсектором заочного обучения института А.Г. Высоцкая. За долгие годы существования кафедру, как и факультет, преобразовывали, делили, объединяли, но люди, работавшие здесь, всегда были преданы делу, формировали традиции учебного заведения.

Большинство сотрудников кафедры тогда не имели учёных степеней и званий, но они прошли суровую школу жизни в годы Великой Отечественной войны. Защищали Родину с оружием в руках В.А. Вавилов, С.А. Григорьев, В.П. Козлов, Л.А. Линёв, Н.А. Мельников, работали в тылу Е.В. Осокина, Н.А. Никитин. Среди студентов также было много фронтовиков.

Многое из того, что сегодня считается инновациями, было заложено ещё в 50-70-е годы. Поддерживалась связь со школой: организовывались чтения, проводились олимпиады, студенты вели кружки в детском доме, занятия в летних лагерях. На базе кафедр русского языка и русской литературы были открыты первые курсы по подготовке абитуриентов к поступлению в вуз. Филологи одними из первых начали разработку учебно-методических комплексов, электронных учебников и учебных компьютерных программ по лингвистическим дисциплинам, наладили сотрудничество с зарубежными коллегами.

Так, М.А. Корчиц совместно с венгерскими языковедами издал ряд словарей для зарубежных школ и в начале 90-х разработал обучающую программу-тренинг для занятий студентов в компьютерном классе. Студенческая «мама Лиза», впоследствии декан факультета Е.И. Лавринайтис несколько лет проработала консультантом при Министерстве народного образования Монгольской Народной Республики. Преподаватель кафедры русского языка П.И. Ковалевский стал одним из авторов «Свода важнейших правил русского правописания» и «Словаря русского языка», изданных под эгидой АН СССР.

Начиная с 60-х годов, задолго до появления программы «Приглашённый профессор», в Гродненский пединститут приезжали читать лекции выдающиеся лингвисты Т.П. Ломтев, А.Н. Тихонов, позже – М.В. Всеволодова,
В. В. Дубичинский, А. А. Лукашанец, В.А. Карпов, С.М. Прохорова, литературоведы Ю.Б. Орлицкий, И.П. Фоменко, В.А. Скобелев, Н.Л. Вершинина, И.И. Плеханова, В.И. Тюпа и многие другие.

Новые перспективы открылись после преобразования в 1977 году педагогического института в университет. Была открыта кафедра общего и славянского языкознания (1980), которую возглавил известный не только на советском пространстве, но и за рубежом учёный, автор оригинальной концепции деривационной грамматики профессор В.М. Никитевич; в середине 90-х гг. по инициативе Л.В. Рычковой была образована кафедра классической филологии. Теперь на факультете готовили специалистов не только по русской и белорусской филологии, но и по классической филологии, компьютерному обеспечению, русскому языку как иностранному, редакционно-издательской деятельности, риторике.

С 1990-х годов на факультете проводят научные конференции – «Словообразование и номинативная деривация в славянских языках», «Карские чтения», «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики», которые сегодня имеют международную известность. При кафедрах открывается аспирантура, складываются научные школы, формируются научные центры по изучению проблем функциональной грамматики (проф. М.И. Конюшкевич), словообразования (проф. А.В. Никитевич), теоретической и исторической поэтики (проф. Т.Е. Автухович).

Продолжая традиции лучших преподавателей, среди которых ставшие легендой Е.И. Лавринайтис и С.А. Григорьев, В.М. Никитевич и С.А. Емельянова, Е.В. Осокина и В.П. Барцевич, С.А. Спасс и И.В. Егоров, филологический факультет считает своей миссией не только передавать знания, готовить высококлассных специалистов и будущих исследователей, но и формировать духовную среду.

Филологический факультет – это прекрасные традиции в прошлом, энтузиазм и благородное служение призванию в настоящем, уверенность в востребованности Слова в культуре завтрашнего дня.

Коллектив кафедры русской филологии.
Фото из архива музея университета

Сваімі ўспамінамі аб студэнцкіх 70-х гадах падзяліўся прафесар кафедры беларускай філалогіі Мікалай Даніловіч:
– Гэта было так даўно, а здаецца – учора. У 1973 годзе конкурс у Гродзенскім педінстытуце на спецыяльнасць “Беларуская мова і літаратура” быў, па сённяшніх мерках, агромністы – сем з паловай чалавек на адно месца: на групу ў 25 чалавек прэтэндавала каля 200 абітурыентаў.

Група студэнтаў падабралася сур’ёзная ў плане адносін да навучання. Відаць, сваю добрую службу саслужыў вялікі конкурс, выявіў найлепшых. Многія атрымлівалі павышаную стыпендыю: не 40 рублёў, як звычайна, а 45–50. Да заняткаў і экзаменаў рыхтаваліся адказна. Выкладчыкі ацэньвалі веды прынцыпова, ніякіх паблажак і скідак не было.

Выкладчыкаў на філалагічным факультэце было няшмат. На кафедры беларускай мовы – З.П. Данільчык, Д.М. Карацінская, В.К. Кавалёў, І.Я. Лепешаў, В.І. Марозаў, Н.І. Самойла, Т.Ф. Сцяшковіч, Г.П. Шакурава, на
кафедры беларускай літаратуры – С.У. Кліманскі, М.В. Пасяўцова, А.М. Пяткевіч, А.Л. Халянкова. Пра ўсіх засталіся самыя цёплыя ўспаміны. Выкладчыкі былі розныя. Адны клапаціліся, каб студэнты добра засвоілі праграмы курсаў, другія, акрамя гэтага, імкнуліся выхаваць грамадзянскую пазіцыю, патрыятычныя пачуцці. Асобных выкладчыкаў лічу сваімі найлепшымі настаўнікамі.

Аляксей Міхайлавіч Пяткевіч – выключна інтэлігентны, тактоўны і патрабавальны. Таленавіты аратар, ён лекцыі чытаў, усё роўна як укладваў мазаіку: няспешна, слоўка да слоўка, ніводнай лішняй фразы, усё на сваім месцы, прыгожа. Ён вельмі тонка разбіраўся ў псіхалогіі літаратурных герояў і людзей наогул. Прычым вёў лекцыю заўсёды без паперкі, нават вершы-прыклады ці фрагменты прозы дэкламаваў па памяці. Студэнты ніколі не прапускалі яго заняткаў і стараліся даслоўна канспектаваць.

Дакладна, канкрэтна і даступна чытаў лекцыі Іван Якаўлевіч Лепешаў. Пра моўныя з’явы ён апавядаў настолькі рэалістычна, наглядна, што, здавалася, кожнае слова, якое аналізаваў, бы масла, на хлеб намазваў. Падкупляла яго дэмакратычнасць, са студэнтамі-хлопцамі вітаўся за руку, хоць да ўсіх студэнтаў звяртаўся толькі на “вы”. Сам захоплены лінгвістыкай, Іван Якаўлевіч быў здольны заразіць гэтым іншых. Ад яго зыходзіла магутная энергетыка і перадавалася таму, на каго ён уплываў.

Добрая памяць захавалася пра Таццяну Філіпаўну Сцяшковіч, якая ўсе гады працы ў нашай установе прысвяціла вывучэнню гаворак Гродзеншчыны. Таццяна Філіпаўна была вельмі адукаваным і шматгранным філолагам. Аднойчы на практычных занятках па гістарычнай граматыцы беларускай мовы, мы, студэнты, «справакавалі» яе на адступленне ад тэмы заняткаў, і Таццяна Філіпаўна, паддаўшыся нашай спакусе, на працягу дзвюх акадэмічных гадзін без перапынку чытала на памяць «Яўгенія Анегіна» А.С. Пушкіна. Цалкам аддадзеная навукова-педагагічнай справе, яна закінула ў душу многіх пакаленняў студэнтаў-філолагаў зерне пашаны да народнага, дыялектнага слова, адчування яго роднасці і прыгажосці.

Физико-математическое образование: штрихи истории

Один из первых факультетов Гродненского педагогического института – физико-математический, на который осенью 1944 года было зачислено 12 студентов. Через два года единственная факультетская кафедра физики и математики была разделена на кафедру физики и кафедру математики. Постепенно начала набирать обороты научная деятельность, появляются первые публикации преподавателей факультета в серьёзных научных журналах.

В 50-е годы обучение велось по специальностям «Математика», «Физика», «Физика и математика». В отдельные годы вводились дополнительные специальности – «Черчение» и «Основы производства». Большую роль в организации научной работы на физико-математическом факультете сыграло издание «Учёных записок» Гродненского педагогического института, впервые вышедших в 1955 году. В 1958 году из Вашингтона поступила
просьба выслать первый и второй выпуски «Учёных записок» в Вашингтонскую библиотеку.

Ученые Гродненского педагогического института
на научной конференции, 1975 год

Преподаватели регулярно выступали с лекциями перед учителями и школьниками, проводили профильные олимпиады и конкурсы, конференции и семинары. Работали кружок по созданию учебных моделей, киностудия для съемки учебных фильмов по математике и физике, а также студенческое конструкторское бюро.

В 1957 году при факультете начала работу «Школа юных математиков». Важным событием явилось создание силами преподавателей в 1965 году первого в области класса с углубленным изучением математики в средней школе № 1 г. Гродно.

Благодаря новой кафедре технических средств и программированного обучения, которая открылась в 1966 году, было усилено прикладное направление подготовки студентов.

В 1975 году на базе физико-математического факультета были созданы математический и физический факультеты. В конце того же года в Гродненском педагогическом институте появилась первая ЭВМ.

С началом университетского периода расширился круг специальностей математического и физического факультетов, появились новые кафедры, осуществился переход на учебные планы и программы нового поколения. Приказом ректора создается университетский совет по связи с производством, который установил тесное сотрудничество с предприятиями г. Гродно и Гродненской области. В это время университет заключил ряд хозяйственных договоров с заводами «Радиоприбор», «Синтволокно» и договоров о научно-техническом
сотрудничестве.

В сентябре 1981 года на Лидском заводе «Оптик» был создан филиал кафедры оптики и спектроскопии, а на Гродненском заводе «Автомагнитола» – филиал кафедры радиофизики. В 1989 году из физического факультета выделился инженерный.

В последнее десятилетие советского времени появились предпосылки к созданию математических и физических научных школ на Гродненщине, в полный голос заявили о себе молодые учёные университета. Среди научных школ по физике получили признание школы молекулярной спектроскопии и лазерной физики, научная школа физики диэлектриков и полупроводников.

Занятие по физике в лаборатории Гродненского пединститута

Преподавателями математического факультета были защищены одна докторская и 20 кандидатских диссертаций. Официальным подтверждением высокого уровня гродненских математиков стало открытие в 1996 году при математическом факультете специализированного совета по защите кандидатских диссертаций К 02.14.02 по специальности «Дифференциальные уравнения».

В 1984 году была проведена первая студенческая олимпиада по программированию, а пятью годами позже – первая областная олимпиада школьников по программированию и информатике.

Важным событием для региона стало открытие в 1991 году физико-математического лицея при Гродненском университете, с 1997 года – лицея «Альфа». В 1995 году начал издаваться научно-популярный, научно-методический журнал «Альфа» для школьников, интересующихся физикой и математикой. Его авторами были
многие преподаватели вуза.

С 1996 года стало постоянным представительство команды университета в студенческом первенстве мира по программированию, проводимом международной организацией Association for Computing Machinary (ACM). В 1998 году была проведена 1-я открытая научно-практическая конференция школьников «Хрустальная Альфа», ставшая регулярной.

Стремительное развитие компьютерной техники и программного обеспечения снизило интерес абитуриентов к классическим специальностям и повысило к профессиям, связанным с IT-технологиями. Естественным ответом на новую образовательную ситуацию стало переименование в 2005 году математического факультета в факультет математики и информатики. В настоящее время он является одним из ведущих учебных центров
по подготовке специалистов для профильных организаций региона и страны.

Не отстаёт в подготовке высокотехнологичных кадров и физико-технический факультет, созданный в 1994 году путём объединения физического и инженерного факультетов. Открываются новые специальности по подготовке инженеров-программистов и робототехников. Сегодня это самый наукоёмкий факультет университета, где проводятся уникальные исследования и разработки в области нанотехнологий, молекулярной
спектроскопии, лазерной физики, оптики, физики конденсированного состояния, биофизики, электроники, информационных технологий и автоматизации производства.

Юрий ЗОЛОТУХИН, Андрей ГЕРМАН.
Фото из личного архива и архива музея университета

Своими воспоминаниями о студенческих 60-х и трудовых 70-х поделился профессор кафедры теоретической физики и теплотехники Славамир Ануфрик:
– Когда я поступил в педагогический институт имени Янки Купалы, физику преподавали талантливые педагоги, которые не были кандидатами наук. Большинство из них вернулись с Великой Отечественной войны. Они знали цену жизни и очень любили дело, которым занимались. К науке привлекла меня преподаватель физики Клавдия Алексеевна Акимова. Она обладала тонкой интуицией: могла обнаружить потенциал и склонность к научным исследованиям, зажечь интерес. Благодаря ей я понял, что профессия преподавателя – это самое лучшее занятие в жизни.

После учёбы в институте я поступил в аспирантуру и свои исследования проводил в лаборатории Института физики академика Анатолия Николаевича Рубинова. Как раз в то время белорусские учёные открыли лазеры на красителях, и я попал в эпицентр событий. Практически одновременно это открытие было сделано и в
США, и в Германии.

В университет меня тянуло всегда. После аспирантуры я вернулся сюда работать, ведь здесь трудились мои любимые преподаватели, а также планировалась реорганизация педагогического института в университет. Это, безусловно, предоставляло широкие возможности для научной деятельности. В 1976 году я стал деканом физического факультета. На тот момент готовили только учителей физики, ежегодный набор которых превышал 100 человек. Переход от института к университету сопровождался значительными переменами. Необходимо было создать новые кафедры, научные направления и школы, причём в ускоренном темпе. Это была колоссальная работа, основанная на энтузиазме. Мы были одержимы идеей создания классического университета на Гродненщине, чтобы осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для промышленных предприятий. Искали лучших специалистов по всему Советскому Союзу. Приглашение специалистов из разных регионов СССР позволило нам установить тесные контакты с ведущими образовательными учреждениями, а также включиться в выполнение хоздоговорных научных проектов.
Благодаря этому мы могли покупать современное оборудование и развивать научные направления и научные школы. Были приглашены специалисты по приоритетным направлениям. Именно они впоследствии стали руководителями научных школ, из которых вышли такие учёные, как Сергей и Александр Маскевичи, Наталья Стрекаль, Александр Ляликов и другие.

Время показало, что тогда мы выбрали правильный курс. С 80-х до 90-х годов были созданы базовые кафедры, которые возглавляли специалисты высокой квалификации – Борис Савельев, Анатолий Семашко, Пинхос Фридберг, Николай Кивач, Николай Спорник, Юрий Рычков, Александр Колодинский, Олег Бояркин, Алексей Иванов, Юрий Бейтюк. Подготовка специалистов факультета соответствовала приоритетным направлениям развития промышленности и науки в Республике Беларусь того периода.

Поделиться

Читайте также: