Юлия Куницкая: «Современный педагог — это, прежде всего, профессионал, у которого сформирована педагогическая позиция»

«Не транслятор, а проводник в мир знаний» – так кандидат педагогических наук, доцент кафедры современных технологий образования взрослых Института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «ГрГУ имени Янки Купалы» Юлия Куницкая видит роль современного учителя. В преддверии профессионального праздника, который традиционно отмечают в первое воскресенье октября, педагог с многолетним стажем, специалист в области общей педагогики, истории педагогики и образования объясняет, в чём, на её взгляд, состоит задача любого преподавателя.

– Раньше педагог был передатчиком знаний, сегодня же его роль поменялась – теперь это профессия взаимодействия, где на первое место выходит человеческий контакт: умение чувствовать другого, дарить тепло. Педагог – человек, с которым ученики открывают новые пути, – начинает наш диалог Юлия Ивановна, отвечая на вопрос, как поменялась роль учителя.

Поскольку труд педагога направлен на непосредственное взаимодействие с человеком, то люди, выбравшие такую профессию, должны быть ещё и психологами: чувствовать, что нужно обучающемуся в тот или иной момент. Здесь важной является, по мнению собеседницы, педагогическая позиция, отвечающая потребностям ученика. Например, когда ученик столкнулся с экзистенциальными проблемами, педагог занимает позицию «мудреца» и помогает ему разобраться в себе, в своей жизненной ситуации. А если важно, чтобы в какой-то момент ученик освоил предметное знание, то педагог становится для него «умельцем», как бы говоря: я это знаю и тебе помогу. Ну, а если нужно научить мыслить, творчески решать проблему, то здесь подключается позиция «учитель». Педагог выступает в позиции «родителя», когда окружает ученика заботой, помогает решить чисто житейские проблемы.

Юлия Ивановна на протяжении ряда лет изучала динамику педагогических позиций учителей. Она отмечает, что в конце XX века в сознании педагога превалировали позиции «родитель» и «умелец», ведь главная задача состояла в том, чтобы сохранить здоровье ученика и дать ему знания. Позиции, которые работают на развитие – «учитель» и «мудрец», массово не проявлялись. В начале XXI века упор стали делать на развивающее обучение, востребованное при подготовке ребят к участию в различных олимпиадах, конкурсах. На первое место вышла позиция «учитель», тогда как остальные отошли на второй план.

– Сегодня педагог должен понимать, что чем лучше каждая из этих позиций развита, тем выше его профессионализм. Тогда он становится помощником и в овладении знаниями, и в развитии мыслительной деятельности, и в решении житейских проблем, и в поиске собственного пути, – подчеркнула Юлия Куницкая.

Рассуждая о преподавателе, который должен стать своего рода навигатором в мире информации, собеседница отметила необходимость постоянного роста и развития, в том числе в плане освоения новых технологий:

– Учитель должен понимать, что современные дети и молодёжь намного быстрее схватывают информацию, это поколение, которое опережает нас почти по всем параметрам, и учителю важно не отставать, нужно постоянно учиться, интересоваться всем новым. Учитель не должен думать, что он уронит свой авторитет, если признается, что чего-то не знает или не умеет, и даже обратится за помощью к ученику.

Одна из важных задач, которая стоит перед современным учителем, по мнению Юлии Ивановны, помочь познать мир и самого себя. То, что действительно пригодится в будущем – это умение понять собственные желания и умение выбирать.

Современный учитель должен уметь организовывать ситуацию выбора, а это возможно, если он сам имеет опыт выбора и самоопределения. Это положение Юлия Ивановна постоянно реализует в процессе переподготовки педагогов:

– Положительный эффект имеет обучение, когда преподаватель в аудитории выступает на равных в процессе коммуникации: не насаждает знание, а предлагает несколько точек зрения и свою, предоставляя возможность обучающемуся выбирать и формировать собственное мнение, тем самым эффективно развивая мышление.

В конце беседы Юлия Ивановна обратила внимание на то, что слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» – создании образа мира и собственного образа:

– Нет готового знания, его нужно добывать для себя, для создания своего образа. Ведь образование – это творение образа. А собственный образ может творить только сам человек. Педагог в этом деле – помощник.

Татьяна СУШКО

Поделиться

Вам может также понравиться...