Эстафета качества: перезагрузка и новые возможности

В прошлом учебном году было избрано новое руководство на педагогическом факультете и факультете психологии. Продолжая нашу рубрику «Вопрос декану», мы узнали у Юрия Гнездовского, декана педагогического факультета, и Ольги Митрофановой, декана факультета психологии, о том, что ожидает факультеты в ближайшем будущем.

АТМОСФЕРА ВЗАИМОПОДДЕРЖКИ И УВАЖЕНИЯ

– Юрий Юрьевич, что, на Ваш взгляд, самое важное в жизни педагогического факультета?

– Необходимым условием решения поставленных перед коллективом факультета задач, а также реализации творческих способностей студентов является здоровый морально-психологический климат. Мне как декану очень важно создать и поддерживать на факультете атмосферу взаимоподдержки и уважения среди сотрудников и студентов.

– Какова Ваша стратегия руководства факультетом?

– В утвержденной стратегии Университета и стратегии факультета на 2020-2025 годы четко сформулированы основные цели и задачи, среди которых – создание инновационно-ориентированного образовательного пространства, совершенствование образовательной среды за счет внедрения современных ИКТ и инновационных образовательных технологий, развитие системы виртуальной мобильности, обеспечение развития дистанционного обучения, создание условий для развития международного сотрудничества, повышение роли и престижа ученых и студентов факультета. Для реализации данных задач очень важно грамотно выстроить оперативное планирование работы факультета.

– Какие основные тенденции развития образовательного процесса на педагогическом факультете?

– Педагогический факультет – один из старейших факультетов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы – ведет свою историю с 1958 года, когда был образован факультет педагогики и методики начального обучения Гродненского пединститута. В 1995 году он был преобразован в факультет психологии и педагогики. В 2000 году после выделения из его состава двух новых самостоятельных факультетов – факультета психологии и факультета искусств – он был переименован в педагогический. На протяжении последних двадцати лет педагогический факультет динамично развивается. Сегодня он один из крупнейших в университете. В настоящее время в состав педагогического факультета входят 5 кафедр, учебно-методический кабинет образовательных технологий, образовательный инновационный центр, учебно-научно-производственная лаборатория «Специальное образование» кафедры теории и методики специального образования, деканат. Динамика развития педагогического факультета неразрывно связана с динамикой развития университета и тенденциями развития системы образования Республики Беларусь. В качестве ведущих тенденций развития образовательного процесса факультета я вижу практико-ориентированный характер профессиональной подготовки студентов на всех ступенях высшего образования; диверсификацию образовательного процесса на факультете; внедрение дистанционных форм обучения и цифровизацию образовательного процесса; организацию профессиональной подготовки на иностранном языке, расширение географии и наращивание объема экспорта образовательных услуг; инновационную образовательную деятельность, повышение профессионального мастерства и инновационной культуры ППС; индивидуализацию образовательного процесса.

– В чем заключается уникальность подготовки на педагогическом факультете?

– Уникальность педагогического факультета состоит в том, что он представляет собой объединение различных педагогических специальностей. Единственный в Гродненском регионе он ведет подготовку по 6 специальностям I  ступени высшего образования: «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Социальная и психолого-педагогическая помощь», «Социальная работа (по направлениям)» (по трем направлениям: социально-педагогическая деятельность, социально-психологическая деятельность, социальнореабилитационная деятельность). Востребованность каждой из перечисленных специальностей достаточно высока на протяжении многих лет. Ежегодно более 60 студентов старших курсов совмещают учебную деятельность с профессиональной в учреждениях образования в качестве воспитателя, учителя начальных классов. Востребованность наших выпускников подтверждается 100%- м трудоустройством. Кроме того, педагогический факультет обеспечивает подготовку специалистов по 3 специальностям II  ступени высшего образования: «Научно-педагогическая деятельность», «Дошкольное образование», «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» (3 профилизации: «Начальное образование», «Образовательный менеджмент», «Специальное образование»); подготовку кадров высшей квалификации (аспирантура) по специальностям «Общая педагогика», «История педагогики и образования». На специальности магистратуры могут поступать выпускники университетов любых профилей и специальностей. По профилизации «Образовательный менеджмент» помимо белорусских магистрантов обучается 100 иностранных студентов из КНР.

– Как повлияла пандемия на образовательный процесс?

– Сложившаяся сложная эпидемиологическая ситуация обусловила активное вовлечение в образовательный процесс цифровых инструментов обучения, распространение дистанционных форм обучения.

– Как у Вас налажен контакт со студентами?

– Двери декана педагогического факультета всегда открыты для студентов. Ежедневно они обращаются со своими вопросами и предложениями. Чаще всего обращения касаются реализации индивидуальной образовательной траектории. Как я уже говорил выше, около четверти студентов дневной формы обучается по индивидуальным планам, совмещая учебу и профессиональную деятельность. Кроме того, студенческий актив регулярно выступает с предложениями, и моя задача как декана оказать им конструктивную помощь и поддержку в реализации их студенческих инициатив. Одно из недавно реализованных предложений – проведение новогоднего мероприятия совместно с курсантами военного факультета было успешно реализовано в декабре 2021 года.

– Как на педагогическом факультете организован досуг студентов?

– Сегодня на педагогическом факультете организация досуговой деятельности студентов является неотъемлемой частью работы по созданию условий для самореализации во внеучебное время. В 2021 – 2022 учебном году организована работа 9 различных объединений по интересам. Деятельность факультета по эстетическому воспитанию, развитию и реализации творческого потенциала представлена работой 2 кружков творческой направленности: театрального коллектива «Летуценнік», танцевального коллектива «Delirium». Танцевальный коллектив педагогического факультета «Delirium» ежегодно принимает участие в общеуниверситетских, городских, республиканских и международных конкурсах и мероприятиях, где не раз был отмечен дипломами, грамотами. Для студентов, проявляющих интерес к научно-исследовательской работе, на факультете предоставляется возможность участия в научно-исследовательской работе во внеучебное время через студенческие научные кружки кафедр. На базе факультета функционирует 5 научных кружков. Студенты имеют возможность участия в работе научных конференций, конкурсах научных работ, семинаров и олимпиад. Кроме участия в мероприятиях научно-исследовательской направленности студенты активно публикуют результаты своих исследований и внедряют их в учебный процесс. На факультете также широко распространено волонтерское движение, которое представлено 2 волонтерскими отрядами «Веста» и «Тара», объединяющими более 120 студентов. Волонтерами факультета постоянно ведется работа по организации благотворительных мероприятий и акций.

НАУЧИТЬСЯ ГИБКО РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЕНИЯ

– Ольга Геннадьевна, какая основная задача стоит перед Вами как деканом факультета психологии?

– Факультет психологии с момента своего основания и по настоящее время является единственным классическим факультетом психологии в системе высшего образования нашей страны. Более чем за 20 лет своего существования факультет стал ведущим центром психологического образования, науки и практики Гродненского региона. Поэтому свою роль в жизни факультета я вижу, прежде всего, не только в сохранении, но и в приумножении, развитии тех достижений, которыми гордится факультет. Мы хорошо понимаем, что важно сочетать многолетние традиции, существующие на факультете, и инновационные формы подготовки специалистов-психологов. За успехом любого структурного подразделения университета, факультета стоит успех каждого отдельно взятого студента, преподавателя и сотрудника. Факультет психологии не исключение. Свою задачу как декан вижу в создании условий для самореализации и самосовершенствования каждого субъекта образовательного процесса.

– Какие цели Вы как руководитель ставите перед коллективом факультета психологии?

– Цели и задачи, которые сегодня стоят перед коллективом факультета, определяются, прежде всего, документами стратегического и оперативного планирования. В своей работе профессорско-преподавательский состав факультета психологии ориентируется на пять стратегических направлений университета и, соответственно, факультета. Реализация этих направлений, безусловно, направлена на достижение одной из главных целей высшего образования – постоянно улучшать качество подготовки будущих специалистов, повышать их конкурентоспособность на рынке труда. Профессия психолога связана с постоянным самосовершенствованием, саморазвитием, умением слушать и слышать, находить индивидуальный подход к каждому человеку, уметь гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе. Задача преподавателей факультета психологии заключается в том, чтобы сформировать компетенции, необходимые для успешной реализации наших выпускников в профессии.

– Какие специальности факультета психологии сегодня наиболее востребованы?

– Сложно сказать, какая из специальностей факультета является наиболее востребованной – «Психология» или «Практическая психология». Традиционно обе специальности занимают ведущие позиции в рейтинге популярности специальностей, что еще раз показали итоги приемной кампании–2021. Особой популярностью пользуется практико-ориентированная магистратура по специальности «Психологическое консультирование, психокоррекция», предоставляя дополнительную возможность выпускникам нашего факультета (да и не только нашего!) продолжить обучение на второй ступени получения высшего образования. Психология – это специальность не только настоящего, но и, безусловно, будущего. В нынешних реалиях развития общества помощь психолога становится весьма востребованной, а сами специальности – престижными. Уверена, что популярность и престиж профессии «психолог» со временем будет только расти, увлекая в мир психологии всё больше и больше заинтересованных людей.

– Вы были назначены на должность декана во время пандемии. Скажите, с какими вызовами пришлось столкнуться?

– Кардинально жизнь факультета в связи с пандемией не изменилась, хотя определенные коррективы в образовательный процесс она всё же внесла. Нам пришлось столкнуться с вызовом, который, с одной стороны, несет новые риски, в чем-то ограничивает нашу активность, а, с другой – предоставляет дополнительные возможности для работы. Наша задача в этом аспекте – успешно использовать эти возможности для улучшения того, чем мы занимаемся. Студенты и преподаватели за достаточно короткий промежуток времени освоили информационно-коммуникационные технологии, научились использовать их в образовательном процессе, научно-исследовательской и инновационной деятельности, воспитательном процессе. Наша студенческая семья пополнилась магистрантами из Китайской Народной Республики, студентами первой ступени из Республики Узбекистан. Мы провели в 2021 году ряд мероприятий в очно-дистанционном формате, что позволило значительно расширить географию ее участников. Среди таких мероприятий, ставших брендом нашего факультета, можно назвать Международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия», Олимпиаду по психологии «PsyLogos» для учащихся учреждений общего среднего и среднего специального образования, молодежный фестиваль «Психология для тебя». Интересной инновационной формой взаимодействия стала организация входящих и исходящих виртуальных мобильностей с нашими партнерами из учреждений высшего образования России и Украины, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Реализация программы «Приглашенный профессор» также во многом стала возможной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Все эти и многие другие мероприятия, проводимые факультетом, предоставляют новые возможности для взаимодействия, коммуникации, способствуют развитию факультета, даже в условиях пандемии.

– На какие вопросы студентов Вам приходится отвечать чаще всего?

– Наши студенты уникальны, прежде всего, потому что имеют дело с самым сложным феноменом окружающего мира – психикой человека. Это во многом способствует созданию благоприятного социально-психологического климата на факультете, формированию открытых, доверительных отношений между преподавателями и студентами. Студенты приходят к декану, скорее всего, рассказать о том, что их волнует, поделиться своими впечатлениями, обсудить образовательный процесс и возможности внеучебной деятельности, для того, чтобы их улучшить, усовершенствовать, сделать студенческую жизнь на факультете ярче и интереснее. На факультете каждый студент знает, что может задать любой вопрос, который его тревожит, озвучить любую инициативу, и его обязательно выслушают и поддержат. Я очень благодарна своим студентам за возможность такого доверительного общения. Двери приемной, кабинета декана, деканата, кафедр всегда открыты для студентов.

– Расскажите, пожалуйста, об организации внеучебной деятельности студентов факультета психологии.

– Студенческая жизнь на факультете достаточно разнообразна. Каждый может найти для себя интересное направление, позволяющее раскрыть свой потенциал и самореализоваться. В рамках профессиональной направленности новый опыт позволяет получить студенческий научный кружок «Отражение». Кроме личностного роста и развития профессиональных компетенций, деятельность кружка развивает творческое мышление, мотивацию саморазвития. Участники клуба даже самостоятельно проводят мастер-классы. Наши студенты активно представлены в студенческих отрядах: педагогических, сервисных и даже строительных. Реализовать свои потребности в помощи другим, безусловно, с опорой на психологические знания, студенты могут через участие в волонтерской деятельности, которая на нашем факультете имеет богатую историю. На сегодняшний день действуют два волонтерских отряда: профориентационный отряд «Перспектива» и отряд «Жизнь – открытые двери», оказывающий психологическую помощь пациентам онкологических отделений УЗ «ГОКБ» и их родственникам. Деятельность клуба предпринимательских компетенций «КАКTUS» радует интересными проектами, стартапами и бизнес-идеями. Многие идеи наших студентов получают признание на конкурсах и высоко оцениваются экспертами. Мы поддерживаем и предложения по организации досуга нашего студенческого самоуправления. На сегодняшний день на факультете действуют интеллектуальный клуб «Инсайт», киноклуб и студенческий пресс-центр, которые зародились по инициативе ребят. Кроме того, студенты помогают создавать контент для YouTube канала факультета, ведут страницы в социальных сетях и в ближайшей перспективе готовят подкасты с интересными гостями. Игра «Инсайт» уже вышла за пределы факультета и завоевала любовь даже межвузовского уровня. Безусловно, активно действует студенческое самоуправление групп и малый совет факультета. Лучшим подтверждением активной внеучебной деятельности наших студентов является признание их работы в рамках конкурсов и проектов, поощрение от руководства университета и города, и тут нам есть чем гордиться. Так, в прошлом году наши студенты заняли III место в конкурсе «Лучшая группа университета-2021», I место в акции добровольного донорства, I место в фотоконкурсе «Я – студент», I место в конкурсе эссе «Маме посвящается», II место в конкурсе тематических видеороликов «Мой народ – моя гордость!» и других.

Беседовала Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива Юрия ГНЕЗДОВСКОГО и Ольги МИТРОФАНОВОЙ

Поделиться

Вам может также понравиться...