Виктор Тарантей о деятельности кафедры педагогики и социальной работы в области экспорта образовательных услуг и других сферах

За последние три года на базе кафедры педагогики и социальной работы педагогического факультета ГрГУ имени Янки Купалы прошли стажировку более 30 профессоров, докторантов, аспирантов и магистрантов из России, Болгарии, Польши, Словении, Литвы, Латвии и Казахстана. Недавно структурное подразделение получило статус экспериментальной инновационной площадки для прохождения стажировок зарубежных специалистов. О работе в области экспорта образовательных услуг и других сферах деятельности кафедры рассказал профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы Виктор Петрович Тарантей.

Прежде чем стать экспериментальной инновационной площадкой, привлекательной для иностранных специалистов, кафедра педагогики и социальной работы прошла длинный и непростой путь. Во-первых, необходимо было тщательно изучить определенную научную тему, написать ряд научных работ, опубликовать множество статей.

Уже много лет мы работаем над темой «Подготовка учителя в условиях непрерывного педагогического образования», – рассказывает Виктор Петрович. – Нужно было добиться такого уровня ее проработки, чтобы иностранные специалисты хотели к нам приехать и получить ответы на многие вопросы, касающиеся данного направления.

Второй ступенью на пути к востребованности кафедры среди иностранных специалистов стало регулярное проведение Международной научной конференции «ТехноОБРАЗ», на которую уже более 20 лет приезжают ученые из разных стран.

Конференция проходит раз в два года. Каждый раз в среднем приезжает от 17 до 50 зарубежных гостей, – делится Виктор Петрович. – За эти годы у нас сложилось научное сообщество, заинтересованное в обмене знаниями и наработками.

Виктор Тарантей отмечает, что третьей составляющей на пути кафедры к статусу экспериментальной площадки стал имидж ГрГУ имени Янки Купалы на международной арене: во многих странах университет считается инновационным в разных направлениях работы.

В 2016 году кафедра в рамках экспорта образовательных услуг в качестве эксперимента начала организовывать платные месячные стажировки для преподавателей вузов зарубежья, которые не имеют договорных отношений с Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы.

Первым к нам приехал адъюнкт из Высшей профессиональной школы города Глогув (Польша) Адам Буяк, – рассказывает Виктор Петрович. – Стажировка проходила в августе-сентябре 2016 года. В настоящее время у нас есть несколько предложений по платным стажировкам. Кафедра педагогики и социальной работы полностью отвечает положениям стратегии ГрГУ имени Янки Купалы по преобразованию нашего вуза в инновационный университет.

Немаловажным для организации платных стажировок стал опыт работы с зарубежными преподавателями и магистрантами из Казахстана.

Наши первые магистранты из Казахстана могли выбрать для стажировки один из университетов США, университет в Красноярске (Россия) или ГрГУ имени Янки Купалы, – делится Виктор Петрович. – Они выбрали нас и после стажировки поняли, что не ошиблись. Мы серьезно подходим к организации работы с иностранными специалистами: назначаем научного руководителя, составляем подробный план стажировки и строго ему следуем. Проведя здесь всего две недели, магистранты получили все, что нужно: квалифицированную научную помощь, доступ к нашей богатой научной библиотеке. В 2017 году мы будем принимать магистрантов из Астаны уже в пятый раз.

Сотрудничество с вузами Казахстана – одно из приоритетных направлений работы кафедры педагогики и социальной работы. Один из ее аспектов – стажировка докторантов, в частности, сотрудников Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина (г. Астана).

Казахстан присоединился к Болонскому процессу, поэтому там нет разделения на кандидатскую и докторскую диссертацию – осталась докторантура, так называемая PhD, – рассказывает собеседник. – Докторантом можно стать по гранту Министерства образования Казахстана, в рамках которого предусмотрены две месячные зарубежные стажировки с назначением зарубежного научного руководителя. В настоящее время я являюсь руководителем четырех докторантов из Казахского агротехнического университета. Одно из обязательных условий для защиты диссертации в Казахстане – наличие публикации с зарубежным научным руководителем.

Заведующий кафедрой отмечает, что иностранные докторанты работают над интересными и важными для современной педагогики темами: особенностями преобразования классического вуза в исследовательский университет, аспектами дуального образования, проблемами межкультурной педагогики. И кафедра в состоянии предоставить интересный и полезный материал для их исследований.

У нас побывали доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Софийского университета имени Климента Охридски Эмилия Рангелова и доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, экспериментальной и генетической психологии Иван Димитров из того же вуза, – вспоминает Виктор Петрович. – Гостями нашей кафедры были доктор педагогических наук, профессор Инна Леонидовна Федотенко из Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, Мирослав Собецки – доктор гуманистических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Университета в Белостоке, профессора из Чехии, Словении, Литвы, Латвии и других стран. Приятно, что наш университет популярен среди зарубежных специалистов.

Ирина ГЕРАСИМОВИЧ

Поделиться

Читайте также: