Профессия определила образ жизни: Елена Лапшина о любви к науке

Биохимия – одна из основных дисциплин, на фундаментальном уровне определяющая развитие медицинской науки и практики. Об этой области знаний мы поговорили с замечательным ученым Купаловского университета, доцентом кафедры биохимии Еленой Алексеевной Лапшиной, которая в октябре отметила свой 70-летний юбилей.

Родина Елены Лапшиной – старинный русский город Переславль-Залесский, расположенный в 140 км от Москвы. Развивали будущего ученого с разных сторон: мама прививала любовь к спорту, а папа – к книге:

 – Несмотря на то, что в те годы мы жили скромно, но родители всегда находили возможность купить мне книгу, выписать журналы «Вокруг света», «Новый мир».

Окончила школу Елена с золотой медалью.

– Не могу сказать, что я была очень прилежной, но запоминала всё с первого раза, – скромно говорит о себе собеседница.

 В диалог вставил реплику супруг Илья Борисович Заводник, который некоторое время присутствует при нашем разговоре в лаборатории биохимии университета:

Елена Алексеевна – очень прилежная, это я подтверждаю!

В школе Елене нравилась математика, но и химия вызывала живой интерес. А так как в конце 60-х годов многие хотели быть химиками, направление было очень модным, то и Елена решила пойти в эту сферу, выбрав для обучения Московский институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова.

 Елена Лапшина вспоминает, что при поступлении в институт был жесткий отбор, и на вступительном экзамене по математике ей задали 15 дополнительных вопросов. На все она без затруднений ответила. Преподаватель тяжело вздохнула и сказала: «Ну и что же с Вами делать? Вы ведь на пятнадцать дополнительных вопросов ответили?! Придется ставить Вам «пять». Так девушка стала студенткой Московского института тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова.

Своих педагогов Елена Алексеевна вспоминает с теплотой в душе:

– У нас была замечательный преподаватель физики, которая говорила, что раз мы приехали из разных городов в столицу, то нужно обязательно ходить на экскурсии в музеи. И, действительно, собралась группа желающих студентов, и мы с экскурсоводами обошли все музеи Москвы.

Запомнился прекрасный лектор – профессор, лауреат Сталинской премии Нисон Ильич Гельперин. Он был крупным педагогом, обладавшим поразительной учебной интуицией. В годы Великой Отечественной войны Нисон Ильич активно работал над созданием эффективного вооружения. По его инициативе были созданы бомбы высокой мощности с новым суррогатированным взрывчатым веществом.

– Нисон Ильич умел в доступной форме излагать материал любой сложности, преподавал «Основные процессы и аппараты химической технологии». Казалось бы, скучная дисциплина, но как он артистично читал лекции! – вспоминает собеседница.

В 1976 году Елена Алексеевна окончила институт по специальности «Химия биологически активных соединений» и была направлена на работу в Гродно в Институт биохимии НАН Беларуси.

Для молодого биохимика самым главным было иметь интересную работу. И не важно, что нужно уезжать далеко от дома. Тогда все разъезжались по разным уголкам СССР.

– Помню, папа звонит и говорит: «Лена, ну что ты там сидишь в Гродно, так далеко от дома?». А я ему отвечаю: «Мне здесь интересно!». «Ну если интересно, тогда работай, потому что для многих работа, – скука!» – делится дорогими воспоминаниями Елена Лапшина.

Именно в Институте биохимии было положено начало Гродненской биохимической школы – школы академика Юрия Михайловича Островского, которого Елена Алексеевна считает своим наставником:

– Юрий Михайлович – замечательный ученый и прекрасный организатор, который смог создать Отдел регуляции обмена веществ Академии наук БССР, а потом Институт биохимии АН БССР. Это человек, который работал всё время и своим энтузиазмом захватывал коллектив. Юрий Михайлович содействовал тому, чтобы все научные сотрудники изучали английский язык. Благодаря тому, что он тогда смог предвидеть такую необходимость, сегодня я могу писать статьи на английском языке.

Елена Лапшина прошла стажировки в зарубежных научных центрах: Институте белка Университета (г. Осака), Япония; Университете Миссури, (Канзас-Сити), США; Университете (г. Лодзь), Польша.

– Интересный опыт я получала в зарубежных научных центрах. Например, в Институте белка Университета г. Осака в Японии я занималась очисткой и изучением термостабильности очень сложного белка, присутствующего в термофильных бактериях, существующих при 100 ºС. В лаборатории Университета Миссури мы проводили изучение микросомального белка, участвующего в синтезе соединений, которые регулируют важнейшие клеточные процессы. Мне было интересно каждый день приходить в лабораторию и что-то пробовать, но так бывает, что работаешь-работаешь, а результата долго нет. И это расстраивает. Потому что если бы я не выполнила задачу, то лаборатория не получила бы следующий грант. В одном из журналов прочла статью о том, что очень трудно проводить очистку мембранного белка, каждый раз нужно идти своим путем. Мы с руководителем встраивали ДНК нашего белка в геном вируса, вирусом инфицировали клетки насекомых, наращивали клетки, потом из них пытались выделить нужный нам мембранный белок, а он был сцеплен с другими ферментами и никак не отделялся. В результате длительных проб и ошибок нашли путь: встраивали белок в липосомы, чтобы стабилизировать, и нашли способ каким-то образом встраивать только один наш белок. Правда, активность была не очень хорошая, но мы смогли изучить свойства гомогенного белка, – вспоминает ученый.

В 1983-1987 годах Елена Алексеевна обучалась в аспирантуре Института биохимии НАН БССР, а в 1991 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Тепловая стабильность сывороточного альбумина и гемоглобина в присутствии специфических лигандов и при варьировании состава среды». С 1976 по 2012 год работала в Институте биохимии НАН Беларуси (с 2006 года Институт фармакологии и биохимии НАН Беларуси, с 2012 года Институт биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси) в должностях младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, заведующего лабораторией.

– Для ученого очень важно всё время находиться в научной среде, участвовать в семинарах, конференциях, слушать других и выступать со своими научными докладами, участвовать в обсуждениях. Ученый, да и каждый человек, должен всё время развиваться. Это скучно, когда ты ничем не интересуешься, не узнаешь новое. Моя деятельность мне очень нравится, она подразумевает постоянное развитие и передачу знаний, – поделилась Елена Лапшина.

Во время работы в Институте биохимии Елена Алексеевна познакомилась с Ильёй Борисовичем Заводником. Так родилась семья ученых, где главной движущей силой выступает любовь к науке.

– Надо сказать, что Илья Борисович – очень умный человек, с ним всегда интересно, о сложных вещах может рассказать в доступной форме. Он прекрасно знает историю, с ним комфортно себя чувствуешь как с близким по духу человеком. Он очень способный и привык много работать, – искренне призналась героиня материала.

Секретами счастливого брака поделился и супруг Елены Алексеевны – профессор кафедры биохимии Илья Заводник:

– Наше хобби совпадает с нашей работой. Разговоры о науке, обсуждение идей, взаимная поддержка, консультирование – всё это и составляет нашу жизнь. У нас с супругой идет процесс сотворчества, как, например, у Ильфа и Петрова. Научные статьи, рецензии, отзывы на диссертации – это наш совместный труд. У Елены Алексеевны очень глубокие познания. Она имеет одно из самых лучших образований, глубоко проникает в проблему, всё старается довести до совершенства.

На вопрос, как сейчас развивается мировая наука в области биохимии, ученые ответили, что современная биохимия обеспечивает подход к персонализированной медицине:

– Персонализированная медицина, опираясь на биохимию, протеомику, молекулярную биологию, регистрирует множество параметров-метаболитов здорового человека, из которых создается карта – так называемый метаболический портрет человека. И когда пациент заболевает, лечение может проводиться индивидуально, исходя из его метаболических показателей.

С 2012 года Елена Лапшина работает в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, с 2017 – в должности доцента кафедры биохимии.

– Я человек науки, и мне было нелегко согласиться преподавать. Профессия преподавателя – публичная: ты всё время должен себя контролировать. Педагог – это сценарист, режиссер и актер. Бывают разные ситуации, но преподаватель всегда должен владеть предметом, вести себя вежливо, управлять поведением студентов, – делится собеседница.

Елена Лапшина любит растительный и животный мир, это в какой-то степени примиряет с окружающей действительностью. Принцип ее жизни – чем больше позитивных, доброжелательных людей, стремящихся создать что-то хорошее своим трудом, тем лучше. Вся жизнь ученого проходит в рутинных трудах, но результаты научных исследований и многочисленных опытов, совершаемых в терпении, приносят радость себе и пользу мировому сообществу – приоткрывают тайну мироздания.

Татьяна СУШКО.

Фото Дианы СТЕПАНОВОЙ

Поделиться

Вам может также понравиться...