Ветераны труда: ГрГУ имени Янки Купалы – моя судьба
В преддверии 83-го дня рождения Купаловского университета корреспондент газеты «Гродзенскі ўніверсітэт» встретилась с ветеранами труда, для которых университет стал не только местом учебы и работы, он стал судьбой… Плод их деятельности прочно вплетен в жизнь университета и навсегда останется на страницах его истории и в судьбах выпускников.
Профориентация и успешная самореализация молодежи
Важную часть в судьбе каждого занимает профессия, так как на протяжении всей жизни человек трудится. Спрогнозировать и помочь грамотно выбрать профессию по душе было основным желанием всей своей деятельности во время работы в университете ветерана труда, Человека года Гродненщины 2011 года, Отличника образования Республики Беларусь Лилии Ивановны Бобровник. Ее трудовой путь в альмаматер начался с 1978 года.
– Я посвятила себя тому, чтобы молодые люди выбирали правильную профессиональную траекторию, а не учились для того, чтобы потом переучиваться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Важно грамотно помочь молодежи сделать правильный профессиональный выбор, чтобы развиваться в определенном направлении, успешно пройти профессиональную самореализацию и построить карьеру. И для этого существует целая система знаний, формированием которой я и занималась, на каких должностях в университете бы ни работала, – рассказала Лилия Ивановна.
Ее профессиональное становление проходило на кафедре педагогики и психологии Купаловского университета, где она получила основные знания работы с людьми. По ее словам, человек – это мир, и управлять им – целое искусство.
Импульс к дальнейшей деятельности Лилия Ивановна получила во время исполнения договорной темы университета с УЗ «Первая городская клиническая больница». Работая инженеромматематиком, она была исполнителем договорной темы по проведению диагностики ранних заболеваний жителей, прикрепленных к первой городской поликлинике и больнице. Именно тогда она поняла, что аналитическая деятельность важна в организации и управлении любыми процессами, а также и при прогнозировании будущего. Этот интерес привел к дальнейшим исследованиям, которые позволили ей разработать и реализовать научно-методическую программу «Профпрогноз»:
– Всё началось с анализа данных абитуриентов, которые заполняли анкету в учреждении общего среднего и среднего специального образования с целью выявления их профессиональных намерений. Такой подход давал возможность университету получать целый спектр данных, позволяющий формировать вероятностное прогнозирование контингента студентов по специальностям и формам получения образования всех ВУЗов РБ. Данная информация помогала факультетам управлять конкурсной ситуацией и обеспечивать качественный набор в рамках заявленных цифр приема. Программа широко использовалась во время регистрации для участия в ЦТ и во время работы приемной комиссии. В процессе приема документов важно было изучить: кто они, наши потенциальные абитуриенты, чем занимаются: творчеством, спортом, научной или общественной деятельностью. Результаты этих исследований передавались на факультеты, где во время учебы студентам помогали раскрыться.
Реализация программы «Профпрогноз» позволила сформировать в университете целостную систему профориентационной и маркетинговой деятельности по качественному формированию контингента студентов. Этот опыт изучался на двух Республиканских семинарах руководителей учреждений высшего и среднего специального образования и на выездной коллегии Министерства образования. Результативность и эффективность сформированной системы подтверждается актом внедрения Министерства образования Республики Беларусь.
Лилия Ивановна внесла вклад в развитие системы становления и развития централизованного тестирования и с момента создания возглавила Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации молодежи. Центр с первых лет стал лидером в республике по организации и проведению ЦТ, внедрению и развитию новых образовательных услуг, поиску новых форм взаимодействия с системой образования области. Деятельность центра сопровождалась широким спектром фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых широко применялись в системе повышения квалификации педагогических работников, в системе довузовского образования, а также в системе самообразования школьников. Исследования центра показали, что нельзя оставить без внимания и родителей. С родительским сообществом работа строилась по принципу: «Информированный родитель – твой важнейший союзник в работе».
На базе Центра впоследствии был создан факультет довузовской подготовки, а Лилия Ивановна стала его деканом. В рамках работы центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи под руководством Лилии Бобровник была создана партненская сеть «Университет – педагогическое сообщество – абитуриент». Учителя-предметники по результатам репетиционного и централизованного тестирования получали качественно-тематический анализ учебных достижений их выпускников, что позволяло анализировать данные о пробелах в знаниях учеников, а Центр тестирования и профессиональной ориентации молодежи получал от учителей информацию об успехах и способностях того или иного ученика в конкретной области знаний профессионального выбора, что впоследствии помогало определиться со своевременным и правильным выбором специальности и факультета абитуриентом в приемной комиссии.
Педагогическая подготовка студентов
О педагогической подготовке студентов на протяжении всей своей деятельности ратовала Почетный ветеран труда Майя Александровна Зенькова, которая работала в университете с 1966 года по 2012-й. Сначала в качестве лаборанта, затем – преподавателя, старшего преподавателя, заместителя декана филологического факультета, доцента кафедры педагогики.
– В Гродненском педагогическом институте, а затем и в университете я делала основной упор на практическую подготовку учителя. В нашем университете – огромный багаж знаний и опыта, который заслуживает внимания и изучения. Начиная с 1985/1986 учебного года в учебных планах была введена непрерывная педагогическая практика с первого по выпускной курс, – отметила Майя Александровна.
По ее воспоминаниям, педагогическая практика студентов 1–3 курсов являлась начальным этапом практического освоения педагогической профессии. Ознакомительная практика проводилась в школах разного типа в соответствии с профилем факультета и его учебным планом. Согласно учебному плану на 3 курсе проводилась летняя педагогическая практика в течение 3–4-х недель на базе загородных детских оздоровительных лагерей, а также в лагерях труда и отдыха подростков и молодежи. Летняя педагогическая практика являлась преимущественно воспитательной по характеру деятельности практиканта. В период прохождения практики студенты несли полную юридическую и нравственную ответственность за воспитание детей, за их жизнь и здоровье. На 4 и 5 курсах проводилась учебно-воспитательная практика, которая являлась важнейшей частью всей педагогической практики в период обучения. Ее особенность состояла в том, что студенты непосредственно приобщаются к профессиональной деятельности, работая в качестве учителя по предмету, а также помощником классного руководителя. Опыт работы Гродненского государственного университета по педагогической практике опубликован в монографии «Педагогическая практика студентов. Теоретические основы и опыт организации» (2004).
С большим удовольствием Майя Александровна вспоминает спецкурс «Воспитательная работа на материалах народной педагогики». На этих занятиях были инсценированы народные сказки, проходили «кирмашы», где можно было познакомиться с белорусской национальной кухней, бытом. Также в рамках курса организовывали белорусские колядки. Занятия проходили живо и интересно. Материал был востребован, так как студенты в основном уезжали работать в сельскую местность.
– Купаловский университет – этой мой родной дом. Здесь прошла моя молодость, зрелость, здесь произошло мое профессиональное, педагогическое и научное становление. А получая по почте газету «Гродзенскі ўніверсітэт», раскрываю ее с трепетом, ожидая увидеть знакомые лица и узнать, чем сейчас живет университет, – призналась ветеран труда. – Педагогическая работа настолько сильно вошла в мое сознание и подсознание, что временами во сне я то читаю фрагменты лекций, то провожу беседы, то пишу статьи для сборников конференций. Когда я прохожу мимо главного корпуса университета, чувствую внутри дрожь, осознавая всю его ценность в моей судьбе!
Университет – на пленке
Жизнь университета на пленочный фотоаппарат запечатлел Владимир Игнатьевич Сорокин. С 1966 года он работал в Купаловском университете на должности фотокорреспондента, заведовал фотокино-лабораторией, был руководителем кружка для студентов по обучению фотографии.
Владимир Игнатьевич отдавал сердце университету. Для того чтобы сфотографировать главный корпус, ему пришлось взбираться на колокольню собора, которая в тот момент как раз ремонтировалась. И даже сфотографировал здание с вертолета.
Процесс – съемка, проявка пленки, фотопечать – занимал целый день, а на следующий день фотографии были уже готовы.
– Иногда при проявке пленки, когда спешишь и температурный режим не соблюдешь – фотография получается смазанной, – вспоминает собеседник.
Владимир Сорокин всегда отдавал предпочтение черно-белой фотографии, так как цветная быстро выцветала.
Сейчас, на заслуженном отдыхе, он фотографирует природу, в особенности любит снимать облака. У него есть большая домашняя коллекция фотоаппаратов.
В редакцию газеты он принес свои фото того времени, когда работал фотокорреспондентом университета, и мы с удовольствием их публикуем.
***
Купаловский университет, обладая неким магнетизмом, притягивает к себе лучших людей, которые впоследствии становятся его значимой частью. Более того, родная альма-матер не только дает пространство для формирования и реализации успешной профессиональной карьеры, но и становится местом переплетения истории, жизненных дорог и судеб людей, которые связывают с ней свою жизнь. Так было, есть и будет.
Татьяна СУШКО, Карина БУРЛАКОВА.
Фото из личного архива ветеранов труда