Василий Сенько: «Задача – воспитать патриота и гражданина своей страны»
Для проректора по воспитательной работе Василия Сенько Купаловский университет – вся жизнь. Здесь он учился, создал семью и сделал карьеру. Учебной и организационной деятельностью занимается в ГрГУ имени Янки Купалы уже более 40 лет. В честь юбилея мы пообщались с проректором и узнали, почему связь с Купаловской семьей такая крепкая.
Вряд ли часто встретишь человека, который всецело посвятил себя работе, но, рассказывая о ней, тонко и искусно переходит на семейные истории. Именно так проходила беседа в кабинете проректора по воспитательной работе университета Василия Сенько.
Родился Василий Васильевич 4 мая 1958 года в деревне Борки Мостовского района Гродненской области. Родители были крестьянами и работали в колхозе: мама – полеводом, а отец – конюхом.
– Если говорить об образовании, то у отца было три класса начальной школы, а у матери – два, но при этом они всячески подчеркивали важность обучения и способствовали тому, чтобы я получил достойное образование. В деревне всегда было много работы, и, как правило, на сельских участках были задействованы все: от мала до велика, но мои родители никогда не вовлекали нас с сестрой в хозяйственные работы в ущерб учебе в школе, – отметил собеседник.
На выбор будущей профессии основное влияние оказали родители. В школе Василий Сенько активно занимался спортом. Его приглашали учиться в школу Олимпийского резерва в Минске, но родители отказались, так как им всегда нравилась специальность «учитель».
– Родители считали, что педагогический ВУЗ – это то, что мне нужно, так как после обучения я смогу вернуться в родную школу и работать учителем. Что касается направления специальности, то здесь повлияла классный руководитель. Она заметила мои математические способности. Я благодарен судьбе, что мне удалось успешно сдать вступительные экзамены и поступить в Гродненский педагогический институт, – отметил собеседник.
По словам Василия Васильевича, основные ценности, которые впоследствии определили его успешное будущее, сформировали родители. Этими ценностями являются любовь к своей стране, малой родине, патриотизм, трудолюбие, понимание того, что каждый человек является личностью и представляет собой наивысшую ценность. Навсегда остались в его памяти многие фразы матери. Одна из них – «Нечего Бога гневить». Именно так отвечает сегодня Василий Васильевич на вопрос «Как дела?».
Часто Василий Сенько посещает малую родину, а когда находится вдали, то в памяти всплывают связанные с ней образы: детство, друзья, беззаботные летние деньки на речке:
– Вспоминается всё хорошее, что греет душу. А какой там воздух! Такой чистый, свежий и родной. Его вдохнешь – и понимаешь, что в городе – совершенно другой. Печально осознавать тот факт, что деревни практически нет, потому что почти все жители переехали в города, и оживленные деревенские улочки поросли бурьяном.
Вспоминая время обучения на математическом факультете Гродненского педагогического института, собеседник с благодарностью рассказывает о преподавателях. Все они были разными, но каждый по-своему привносил в студенческую жизнь что-то хорошее. Особый след в памяти оставили такие личности, как Константин Куприянович Искра, Иван Платонович Мартынов, Тадеуш Эдвардович Можджер, Анна Серафимовна Сидорчук, Зенон Михайлович Наркун, Михаил Матвеевич Русин, Валерий Константинович Бойко, Валерий Иванович Булгаков, Лидия Владимировна Кирилюк, Нина Петровна Макарова, а также научный руководитель кандидатской диссертации Степан Андреевич Минюк.
Будучи студентом, Василий Сенько активно участвовал в общественных, патриотических мероприятиях, спортивных соревнованиях. Играл за волейбольную сборную команду университета, работал в студенческих отрядах с первого курса, был командиром строительного отряда в Сибири. Такого активного студента нельзя было не заметить. Секретарь парткома института Виктор Петрович Тарантей тогда и пригласил его на должность секретаря комитета комсомола.
Василий Васильевич отдал долг Родине – отслужил в армии, а затем вернулся к учебе в аспирантуре. Одновременно работал. Затем благодаря ректору Александру Васильевичу Бодакову вступил в должность заместителя начальника научно-исследовательского сектора университета. Так альма-матер стала его первым и постоянным рабочим местом.
– Начиная с этого времени, моя жизнь связана с университетом. В трудовой книжке много записей – это и секретарь комитета комсомола, ассистент, директор колледжа, проректор, но все эти должности напрямую связаны с любимым университетом. Можно в шутку сказать, что начинал в студенчестве с работы с молодежью и продолжаю этим заниматься и по сей день, – отметил юбиляр.
На вопрос, что для Вас значит Купаловский университет, проректор ответил, что это вся его сознательная жизнь:
– С успехом Купаловского университета я ассоциирую свой личный успех, свое развитие. Считаю, что организация успешна настолько, насколько ее сотрудники в нее вкладываются. И если будет успешен университет, то и его работники будут успешными тоже. Иными словами, Купаловец, по моему мнению, – тот, кто успешно развивается вместе с Купаловским университетом и готов работать на его благо.
Говоря о принципах воспитания молодежи, Василий Васильевич выделяет четыре сферы личности – интеллектуальная, духовно-нравственная, эмоционально-ценностная и практико-деятельностная. Благодаря этому подходу можно комплексно воздействовать на развитие личности:
– Для того чтобы воспитать человека, необходимо работать тонко. Главную роль в воспитании играют родители, семья, школа. Именно в это время формируются базовые ценности человека, его общая культура, патриотические и гражданские качества. Задача же университета – прежде всего, раскрыть потенциал каждого студента, создать условия для его творческого развития, продолжить формирование патриотических и гражданских компетенций будущего специалиста, сформировать у него глубокие профессиональные знания. По моему мнению, только в этом случае выпускник будет успешен, станет высококвалифицированным специалистом в своей сфере.
В свою очередь студент во время обучения не должен быть пассивным. Помимо учебы необходимо активно участвовать в общественной жизни, благодаря чему студент приобретает управленческие, коммуникативные навыки, организаторские компетенции, может развить в себе то направление, которое ему по душе.
– Знания – база, без них никуда. Это опора в профессиональном становлении. Всё остальное – общественная и социальная активность. В нашем университете есть все возможности для формирования практико-деятельностной сферы студента посредством его участия в различных общественных делах, – подчеркнул проректор.
На вопрос, можно ли сказать, что Купаловский университет способствует гармоничному развитию личности, проректор по воспитательной работе отметил, что сейчас воспитание отказывается от слова «гармоничное» в пользу «разностороннее»:
– Развитие личности должно быть разносторонним, так как мы помогаем студентам выявить, раскрыть и реализовать их потенциал в рамках межкультурной коммуникации.
Оценивая воспитательную работу в университете, проректор отметил, что в целом ситуация – довольно хорошая, что подтверждают различные мониторинги, которые постоянно проводятся в управлении воспитательной работы и вышестоящих организациях:
– Наша система идеологической и воспитательной работы с молодежью получила высокую оценку на заседании коллегии Администрации Президента, посвященной эффективности организации идеологической и воспитательной работы в высших учебных заведениях. Считаю, что эта оценка – заслуга всего педагогического коллектива университета, студенческого актива, всех купаловцев. Сказать, что у нас всё идеально, нельзя. Хотелось бы, чтобы каждый преподаватель выступал для студентов не только в роли проводника профессиональных знаний, но и в роли воспитателя в хорошем смысле этого слова.
По словам Василия Васильевича, невозможно воспитать человека раз и навсегда. Жизнь преподносит неожиданности и обновляется. Постоянные коммуникационные связи влияют на внутреннюю культуру. Знания всё время корректируются:
– Наша задача – дать возможность научиться познавать мир посредством души, перефразируя древнегреческого писателя и философа Плутарха, студент – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Проректор по воспитательной работе назвал и основные составляющие успеха молодого человека. Это постоянное обучение, труд и человечность:
– Нельзя забывать и о душевной составляющей. Нужно с благодарностью относиться к людям, к обществу, которое тебя взрастило. Потому что карьера без теплых взаимоотношений с людьми никакого успеха не принесет.
Касаясь трудолюбия, не упустили возможности поинтересоваться, сколько часов в сутки трудится Василий Васильевич.
– Сейчас, конечно, поменьше, – с улыбкой рассказывает юбиляр. – А раньше мог и двое суток не спать. Ежедневно просыпаюсь в 6.00, в 7.00 – 7.30 – уже на работе, в 19.00 уезжаю домой. Раньше брал работу на дом. Сейчас уже стараюсь так не делать. Когда мои дочки были маленькими и у них спрашивали в детском саду, что приносят ваши родители домой, они отвечали: «Папа приносит бумаги, а мама – планы». Моя жена работала в детском саду и часто брала на дом дописывать планы, вот девочки и запомнили.
Василий Васильевич признается, что, наверное, был не очень хорошим семьянином в начале, так как много внимания уделял работе.
– Конечно, мы проводили вместе время на выходных, но мне всегда казалось, что этого мало. Я ревностно относился, когда тесть с тещей брали малых детей к себе на выходные. Мне тогда казалось, что всё мое воспитание – коту под хвост. Вот сейчас, когда у меня уже есть внуки, я вижу, как они растут, развиваются, и меня это очень радует.
Василий Васильевич, вспоминая свои студенческие годы, рассказал, как куратор всегда говорила, что в студенческой среде очень важно найти себе пару по жизни, ведь потом возможности так активно общаться со сверстниками не будет.
– Тогда я этого до конца не понимал, а сейчас осознаю, что она была права. Без семьи – сложно. К семье я отношусь с трепетом и особой нежностью. Это основа основ! Моя жена – опора и поддержка во всем. Когда я писал кандидатскую диссертацию, то все формулы были написаны рукой жены, так как у нее очень аккуратный и красивый почерк, – поделился собеседник.
Василий Васильевич женился в 1979 году, сразу после вручения диплома. Супруга – тоже из числа студентов факультета математики Купаловского университета. По воспоминаниям юбиляра, пара познакомилась на танцах в общежитии.
В этом году их браку – 44 года. Основными семейными ценностями Василий Васильевич считает любовь, уважение, верность и заботу друг о друге:
– Понятно, что семья создается по любви, но со временем огонь страсти и чувств может поутихнуть, а вот уважение, верность, забота и честность друг перед другом останутся. Семья сталкивается с разными проблемами, и здесь важно быть рядом друг с другом и верить, что всё будет хорошо. Мне приходилось поздно возвращаться домой, постоянно ездить в командировки, присутствовать на мероприятиях. Моя жена всегда понимала, поддерживала и была рядом. Это и есть показатель крепких семейных отношений.
На рабочем столе Василия Васильевича – фото внуков. У него – две дочери и четверо внуков. Старший внук недавно принял присягу и отправился служить в пограничные войска. Он считает, что патриотизм – это неотъемлемая часть личности человека.
– У нас в семье никогда не было даже речи о том, чтобы не служить в армии. Внук находился в той среде, где всегда звучали истории про подвиги героев войны, и он с честью и трепетом принял решение служить в пограничных войсках. В целом на данный момент доволен курсом молодого бойца. Армия – это другое понимание жизни, – отметил собеседник.
Радует, что старшая внучка Екатерина определилась с будущей профессией. Она планирует поступать в Купаловский университет на факультет математики и информатики на специальность «Научно-педагогическая деятельность».
– Отрадно, что внучка идет по моим стопам. Это позволяет надеяться, что династия педагогов-математиков продолжится, – с улыбкой поделился собеседник.
Административная работа налагает на человека большую ответственность и вызывает напряжение, спасение – в хобби, увлечениях. У нашего героя тоже есть увлечение – рыбалка, любовь к которой привил тесть. Правда, сам себя Василий Васильевич называет рыбаком-теоретиком. В мельчайших подробностях он может рассказать и посоветовать, как и где ловить рыбу. У него как у настоящего рыбака есть лодка, снасти и задор, но пока не хватает времени.
И в заключении Василий Васильевич отметил, что он человек –счастливый, потому что всю жизнь ему везло на встречи с интересными, добрыми, умными людьми:
– На протяжении всего профессионального пути я учил и учился. Учился у своих коллег, руководителей, студентов. И сегодня искренне благодарен ректорам университета: Александру Васильевичу Бодакову, Александру Сергеевичу Маскевичу, Евгению Алексеевичу Ровбе, Андрею Дмитриевичу Королю, Ирине Фёдоровне Китурко, которые с пониманием относились и относятся к моим инициативам, поддерживали и поддерживают в их реализации; своим коллегам проректорам, руководителям подразделений, деканам и их заместителям по воспитательной работе. Благодарен за долгие товарищеские отношения Юрию Эдуардовичу Белых, Николаю Николаевичу Бабарика, Наталии Серафимовне Березкиной и многим другим.
Также Василий Василевич благодарен за самоотверженный труд работникам и руководителям управления воспитательной работы с молодежью, студгородка, отдела охраны здоровья, спортклуба, службы социально-педагогической помощи.
– Совместная деятельность купаловцев позволит нам привести наш любимый университет к еще большим успехам, – выразил уверенность проректор.
Татьяна СУШКО и Карина БУРЛАКОВА.
Фото из личного архива Василия СЕНЬКО и из архива университета