Модели развития университетов: модель «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»

В настоящее время во многих индустриально развитых и развивающихся странах мира, включая Республику Беларусь, в качестве перспективной модели развития национальной экономики взята модель «экономики знаний» или «интеллектуальной экономики», призванной в долгосрочной перспективе обеспечить динамическое развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства, посредством повышения роли и вклада науки в инновационное развитие страны.

В связи с этим отмечается ряд наметившихся общемировых тенденций, связанных с возрастанием значения создаваемой и коммерциализируемой университетами интеллектуальной собственности.

Как показывает мировая практика, университеты лучше всего справляются с задачей комплексного интегратора наукоемких разработок и технологий, становясь площадками обеспечения экономического превосходства государств на региональном и глобальном уровнях, поскольку являются открытыми и динамично развивающимися площадками, имеющими постоянный приток активной молодежи, обладают необходимой ресурсной базой для обеспечения взаимодействия различных типов деятельности, имеют возможность формировать мультидисциплинарные исследовательские проекты, направленные на решение единой комплексной задачи, а также обладают необходимым потенциалом для создания специалистов в новых областях знаний и профессий, отвечающих меняющимся запросам экономики и общества. Это подтверждает ежегодная выручка от лицензионной и инновационной деятельности многочисленных международных компаний, созданных при ведущих мировых университетах.

Данный значимый прогресс стал возможным благодаря переходу многих ведущих зарубежных университетов на модель развития «Университет 3.0» или «предпринимательского университета». Активатором данного процесса, в частности в США, стал Акт Бея-Доула, принятый еще в 1980 г., который сформировал законодательную основу для безвозмездной передачи интеллектуальной собственности ее создателям – разработчикам и научным учреждениям, что запустило процесс масштабного патентования результатов исследований и создания многочисленных университетских компаний для коммерциализации научных разработок.

В настоящее время выделяют три основные модели развития университетов.

«Университет 1.0» – это учреждения образования, выполняющие только функцию подготовки специалистов для секторов экономики и социальной сферы.

«Университет 2.0» – университеты, в которых наряду с образовательным процессом ведущую роль отводят выполнению научных исследований и инновационным разработкам.

«Университет 3.0» – это научно-производственно-образовательные центры, органично сочетающие образовательную и научно-исследовательскую деятельность с коммерциализацией разработок ученых на собственной базе. Основная задача модели «Университет 3.0» – создание внутри университетов интегрированной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды путем применения модели гибкой современной компании, инкубатора стартапов, центров развития регионов с приоритетом на развитии компетенций лидерства, как поставщика передовых идей и инноваций.

Однако модель развития «Университет 3.0» не должна ассоциироваться только с понятием «коммерциализация результатов научных исследований», поскольку в своем значении предполагает реализацию более широкой компетенции – умений управлять результатами интеллектуальной деятельности путем создания предпринимательской среды внутри экосистемы инноваций.

Это невозможно без многоуровневой трансформации учреждений, подразумевающей модернизацию системы управления, инновационной инфраструктуры (создание малых инновационных предприятий) и изменение академической среды, направленной на развитие новых рынков и формирование у заказчиков новых потребностей.

Концепция «Университет 3.0» является и одним из механизмов реализации учреждениями высшего образования страны стратегии «Наука и технологии 2018-2040», принятой на II Съезде ученых Республики Беларусь. Этот проект предусматривает создание системных условий для интеллектуальной модернизации традиционных отраслей и выбор точек роста наукоемкой экономики Беларуси с последующим наращиванием компетенций в целевых сегментах интеллектуальной экономики и выходом по ним на лидирующие позиции в мире.

Долгосрочное концептуальное видение развития страны на основе преимущественно интеллектуального фактора будет невозможным без реализации в ближайшем будущем национальной высшей школой концепции развития ведущих вузов как предпринимательских университетов или «Университетов 3.0». Вместе с тем, реализация концепции «Университет 3.0» невозможна без модернизации высшего образования в контексте развития экономики знаний, предполагающей повышение эффективности высшей школы через инновационную деятельность, достижение нового современного качества образования и превращение науки в приоритетно-поддерживаемую систему производства знаний и их внедрения в практику.

Необходимость реализации концепции «Университет 3.0» подтверждается опытом европейских вузов, которые, чтобы вписаться в экономику знаний и предпринимательское общество, стараются перестраиваться и интегрироваться в современную экономику.

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь ГрГУ имени Янки Купалы вместе с пятью другими ведущими учреждениями высшего образования страны включен в экспериментальный проект «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0». Это подразумевает внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования I и II ступени, направленных на системное и взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности (создание бизнес-среды), а также направленных на реализацию стартапов в бизнес-инкубаторах, командное и иное выполнение высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения.

Концепция предусматривает также создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), бизнес-инкубаторов с целью повышения эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности и обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Политика и стратегия развития университетов по формированию предпринимательской среды должны включать комплекс мероприятий по созданию различных стимулов для занятия предпринимательской деятельностью, которые основаны на формировании восприятия студентов, преподавателей и исследователей о том, что предпринимательская деятельность является одним из возможных путей развития их профессиональной карьеры.

Для этого необходимо обеспечить решение трех главных задач.

Во-первых, развитие университета как «территории опережающего развития». Эта задача решается через фокусирование деятельности, направленной на создание «профессий будущего», реализацию потенциала филиалов кафедр и учебно-научно-производственных кластеров, а также развитие систем образования: инженерного, технического, экономического и др.

Во-вторых, необходимо обеспечить самостоятельное формирование университетом компетенции будущего, что решается через совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в сфере инноваций и организацию контактов с лучшим мировым опытом – партнерства с лидерами и участия в их проектах.

В-третьих, сделать университет центром инновационной экосистемы региона, чему способствует система университетских стартапов, студенческого предпринимательства, совершенствование образовательного процесса (бизнес-компетенций), привлечение компетентных преподавателей и представителей бизнес-среды для разработки бизнес-планов, формирования в ходе образовательного процесса навыков и компетенции начинающих бизнесменов.

Одна из перспектив, требующих дополнительной проработки, – создание на базе университетов краудфандинговых платформ, призванных привлекать денежные средства от заинтересованных сторон для финансовой поддержки молодежных бизнес-инициатив.

Реализация концепции «Университет 3.0» преследует достижение университетом двух главных результатов: подготовки нового класса специалистов – технологических предпринимателей и генерации предпринимательским университетом потенциального бизнеса – малых инновационных мероприятий.

Поступательное движение в реализации Гродненским университетом модели развития «Университет 3.0» будет осуществляться как путем создания гибкой системы подготовки и переподготовки научных кадров, так и путем тесной интеграции профессионального образования, университетской науки и производства, реализуя потенциал первого в стране Инновационного медийного кластера и совместных научно-производственных подразделений в рамках созданных и развивающихся при университете субъектов инновационной инфраструктуры – Центра трансфера технологий и Научно-технологического парка.

Антон ГЛАЗЕВ, заместитель проректора по научной работе – начальник научно-исследовательской части

Поделиться

Вам может также понравиться...