Защита междисциплинарных проектов прошла в ГрГУ имени Янки Купалы
Реализуемая в ГрГУ имени Янки Купалы модель «Университет 3.0» ориентирует на органичное сочетание образовательной и научно-исследовательской деятельности с коммерциализацией разработок. Поэтому итогом обучения в университете всё чаще становится не просто теоретическое исследование, а завершённый продукт, готовый к внедрению в производство.
На защитах дипломных работ ребята всё больше представляют не только теоретические изыскания, но и осязаемые практические разработки. И это касается проектов не только дизайнеров, художников, физиков или инженеров…
Порядка 60% магистерских и дипломных проектов сегодня в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы выполняется по заявкам предприятий. И всё чаще предприятия и организации делают заказ на комплексную разработку, что Купаловский университет в силах обеспечить за счёт многопрофильности. К примеру, в рамках междисциплинарного проекта команда студентов может разработать не только конечный продукт, но и систему его продвижения, дизайн упаковки, а также рассчитать экономическую эффективность от внедрения в производство.
Кроме того, в процессе такой работы происходит знакомство заказчика кадров с потенциальным сотрудником. Так, студент, придя на преддипломную практику, демонстрирует свои знания и навыки, разрабатывая практико-ориентированный проект. В итоге заказчик кадров может оценить работу студента и принять решение о приёме на работу, а выпускник – заранее понять специфику своей будущей профессиональной деятельности. К слову, около четверти распределённых в нынешнем году студентов трудоустроились именно по такому принципу.
Первый междисциплинарный проект в ГрГУ имени Янки Купалы был представлен в 2016 году двумя студентами. Спустя три года 22 таких проекта было выполнено силами 68 студентов, обучающихся на 13 факультетах.
В июне в ГрГУ имени Янки Купалы уже во второй раз прошла открытая защита междисциплинарных проектов, на которой было представлено девять проектов, разработанных по заявкам организаций и предприятий г. Гродно в рамках написания курсовых, дипломных и магистерских работ.
Так, по заказу РУП «Белтаможсервис» было разработано CRM-программное обеспечение для анализа и проектирования инструментов повышения эффективности таможенной службы. Как отмечают разработчики, автоматизированная работа с клиентом позволит сократить время, затрачиваемое на осуществление услуг, повысить уровень информационного обеспечения и эффективность таможенного контроля, избежать очередей в местах ожидания, что благоприятно отразится на качестве оказания таможенных услуг и облегчит работу сотрудникам. Продукт является универсальным и может быть полезен другим организациям.
Выпускница педагогического факультета и студент факультета математики и информатики презентовали электронный тренажёр «Говорю связно» для детей с тяжёлыми нарушениями речи, который включает в себя целый набор разноуровневых упражнений для развития монологической речи.
Итогом командной работы студентов трёх разных специальностей стала реализация проекта, нацеленного на повышение эффективности работы кафе «Галактика» в Ошмянах. Ребята предложили комплекс мероприятий, включающих деятельность по оценке экономической составляющей, изменению концепции заведения, разработке фирменного стиля для привлечения новых потребителей и формированию положительного имиджа предприятия.
Стоит отметить, что за время существования образовательной практики по подготовке междисциплинарных проектов многие из них уже успешно внедрены в производственный процесс. Кроме того, на данный момент проводится анализ эффективности функционирования этих продуктов и осуществляются мероприятия по оптимизации их работы. Например, в 2018 году студенты факультета математики и информатики представили свой проект – чат-бот для мессенджеров, который позволяет повысить туристическую привлекательность Гродненской области. Чат-бот ранее был успешно внедрён в работу мессенджера Telegram, а в нынешнем году студенты доработали свой проект и презентовали усовершенствованный вариант с программным обеспечением для эффективного функционирования приложения в WhatsApp, Viber и Facebook messenger.
Реализация подобных проектов способствует развитию предпринимательской активности студентов, обеспечивает возможность проектной деятельности в рамках изучения учебных дисциплин и – что особенно значимо – получает высокую оценку со стороны заказчиков кадров.
Екатерина КОСТЮШКО, Анна БОТВИНКО