Магистрантка педагогического факультета Елена Запасник рассказала о роли сказок в воспитании детей

У доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы Виктора Петровича Тарантея особое чутье на талантливых ребят. О писательском даре магистрантки 1 курса Елены Запасник и влиянии ее сказок на формирование личности ребенка профессор решил рассказать читателям нашей газеты.

– Елена, расскажите, пожалуйста, немного о себе. С какого возраста начали сочинять сказки?

– Родилась я в городском поселке Радунь Вороновского района. Окончила Радунскую среднюю школу. В восьмилетнем возрасте начала сочинять сказки, а в 13 лет – рассказы, повести, стихи, позже – басни, баллады, поэмы.

– Какие воспоминания о детстве являются самыми яркими?

– Помню случай, когда мне, четырехлетней, хотели купить шоколадку, а я попросила книгу. Уже в столь раннем возрасте понимала, что лучше иметь книгу, чем сладости. Находиться в книжном магазине всегда было большой радостью.

– Какую роль сыграли сказки в Вашем детстве?

– В раннем и дошкольном возрасте я очень любила слушать сказки. Затем с удовольствием самостоятельно читала книги. Помню, в детстве у меня была домашняя библиотека, которую собирала с мамой. Именно большая любовь к книгам и породила желание придумать сказку.

– Среди источников педагогических знаний важное место занимает мифологическая форма существования педагогического знания, то есть сказочный мир. Какое место, по Вашему мнению, он должен занимать у детей и взрослых?

– Взрослые и дети одинаково нуждаются в волшебстве, в вере в добро. На мой взгляд, сказка занимает одно из центральных мест в формировании и развитии личности. Она обладает колоссальными педагогическими функциями. Сказка не только воспитывает, оказывает терапевтическое влияние, но и дает пищу для ума, является источником знаний. При помощи сказки можно знакомить детей с окружающим миром. На мой взгляд, те модели, которые были успешно усвоены человеком в раннем возрасте, дают о себе знать во взрослой жизни, особенно в периоды трудностей. Взрослым необходима сказка, чтобы справиться со стрессом и не очерстветь душой. Кстати, в средневековье сказки были предназначены в первую очередь для взрослых.

– Как думаете, что будет происходить, если мы лишим детей сказочного мира?

– Я бы сравнила сказку с лучиком света. Когда в комнату пробивается луч света, то сразу становится светлее и радостнее. Так же и сказка способна обогреть душу, ободрить, поддержать ребенка. Помогает справиться с детскими проблемами, переживаниями, страхами. Забрав сказки, мы лишим ребенка возможности справляться с неудачами, а дошкольника – первого источника знаний об окружающем мире.

– В каждой сказке и басне обязательно заложены позитивные моральные нормы – в содержании, в поступках главных героев. Так ли это в Ваших сказках?

– Да, сказки, которые я пишу, являются носителями вечных человеческих ценностей. Они помогают детям лучше узнать окружающий мир, вырасти добрыми, смелыми и умными.

– Сказки и басни служат для того, чтобы дети как бы «прожили» какие-то модели гуманистического поведения между людьми, а потом перенесли это в реальную жизнь. А как это происходит в Ваших сказках?

– Безусловно, мои сказки помогают ребенку «прожить» сложную ситуацию, а затем это перенести в реальность. Именно данная функция является особенно важной для детей. Ведь у каждого ребенка могут быть свои трудности, а правильно подобранная сказка поможет ему справиться с возникшей ситуацией, например, со страхами.

– Вы работаете над магистерской диссертацией «Формирование основ безопасного поведения посредством сказки у детей дошкольного возраста». Как процесс формирования основ безопасного поведения происходит с помощью Ваших сказок?

– Благодаря сказке можно приподнять ширму и узнать, а что будет, если нарушить правило безопасности, какими последствиями это обернется для человека. На примере героев сказки дети могут узнавать азы безопасного поведения. Например, моя сказка «Спички – детям не игрушки!» рассказывает, как не допустить возгорания, о правилах поведения в чрезвычайной ситуации расскажет книга «Приключение Ильюши или советы Будильника Убегайки», над которой сейчас работаю.

– У Вас уже написано более двадцати сказок. Как рождается сказка? Откуда берете идею?

– Идею для сказки никогда не ищу специально. Зачастую именно свои размышления переношу на сказочных персонажей. Например, идея сборника сказок «Забота о Матушке-Природе» возникла как ответ на вопрос: как каждый человек может помочь планете оставаться чистой и процветающей? Так что новый сборник сказок расскажет маленькому читателю об охране окружающей среды.

– Расскажите, пожалуйста, о своих «сказочных» планах.

– В скором времени планируется выход двух сборников сказок «Забота о Матушке-Природе» и «Букет сказок от Радуги». Также работаю над книгой сказок «Приключение Ильюши или советы Будильника Убегайки», которые расскажут о безопасном поведении на дороге, в быту, в лесу, на речке, в новогодние праздники. В планах – написать сказки, которые помогали бы детям справляться с тревожностью, агрессией, застенчивостью.

Беседовал Виктор ТАРАНТЕЙ, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы.

Фото из личного архива Елены ЗАПАСНИК

В космическом пространстве

В синеве космического пространства, среди комет и звезд, круглый год планеты водят хоровод: маленький Меркурий, девушка-краса – яркая Венера, Матушка-Земля, смелый воин Марс, большой Юпитер, веселый Сатурн, высокородный Уран в сине-зеленом кафтане и холодный Нептун. Столетиями живут они дружно.

Но вот однажды Земля начала чихать, кашлять.

– Что с вами? – спросила девушка-краса яркая Венера.

– Нездоровится мне, – ответила ей Матушка-Земля.

– От чего же? – полюбопытствовал лежебока Уран.

– Ах, люди меня совсем не берегут, – вздохнула Земля.

– Это очень нехорошо! – закачалась круглощекая Венера.

– Еще как! – согласился Юпитер. – Ведь вы, Матушка-Земля, единственная среди всех планет, на которой живут люди. И очень печально, что они вас не берегут!

В космическом пространстве пролетали кометы, оставляя серебристо-розовый шлейф на фиолетово-черном фоне. Звезды голубыми и белыми глазками ярко мигали и с интересом слушали беседу планет.

 – Как это здорово! – взмахнул золотым шарфом веселый Сатурн, – Ведь Господь подарил вам самое ценное, что создал, – людей!

– У нас такой миссии, к сожалению, нет, – вздохнул Нептун.

– А ведь вы, Матушка, дарите людям большие ценности: реки, леса, зверей, птиц. Это же такая чудесная красота! – заприметил мудрый Юпитер. – Нам только об этом мечтать!

– А нефть, газ, различные ископаемые. Ведь это огромные природные богатства. Они же могут когда-нибудь закончиться! О, да! Людям нужно непременно заботиться о вас! – согласился джентльмен Марс.

– Без сомнения, – поддержал его Сатурн.

– А о чем бы вы попросили у своих жителей, Матушка? – спросил маленький Меркурий.

Земля печально посмотрела на друзей и сказала:

– Прошу, чтобы люди не вырубали беспощадно леса, это же – мои легкие! Я ими дышу. А еще берегли моих любимых зверей и всё то, чем я их так щедро одариваю, чтобы люди научились правильно и экономно расходовать мои богатства, чтобы заводы поменьше выбрасывали в воздух ядовитых газов. А мусор!? Как же мне тяжело его кружить на себе! Ведь мусор можно сортировать, потом перерабатывать. Если мои жители будут это исполнять, тогда и мне станет легче дышать и, конечно же, им.

Планеты продолжают кружиться вокруг солнца, а Матушка-Земля круглый год ждет помощи от тех, для кого Господь ее создал.

Елена ЗАПАСНИК.

Сказка из сборника «Забота о Матушке-Природе»

Поделиться

Вам может также понравиться...