В преддверии Дня учителя выпускники ГрГУ имени Янки Купалы рассказали о том, что значит быть педагогом

В первое воскресенье октября в Беларуси отмечают День учителя. Накануне праздника мы пообщались с молодыми представителями этой профессии, выпускниками Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, имена которых уже успели попасть в виртуальную Книгу почета молодых специалистов системы образования Гродненской области.

Анна Садковская в 2019 году, окончив факультет биологии и экологии Купаловского университета по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)», была направлена на работу учителем биологии и химии в ГУО «Ратичская средняя школа» Гродненского района.

По словам молодого учителя, на выбор будущей профессии повлияло посещение Гродненского государственного университета имени Янки Купалы во время Дня открытых дверей на факультете биологии и ­экологии:

– Рассказы преподавателей о различных возможностях прохождения стажировок, о выездных полевых практиках меня очень впечатлили, и с 9-го класса я знала, что буду поступать на факультет биологии и экологии в ГрГУ имени Янки Купалы. Сначала глаза горели на специальность «Экология» – очень хотелось «помогать» природе, но после пришло осознание, что это не совсем то, чем бы мне хотелось заниматься, всё же интереснее работать с дикой природой и передавать знания о ней детям.

Первый год работы в школе был непростым для девушки: много неизвестного и множество преград.

– Наверное, ключевая причина трудностей в трудовой деятельности начинающего учителя – неопытность. Но от нее нет «волшебной таблетки». Ежедневный упорный труд позволил мне со временем чувствовать себя свободно и уверенно.

Чтобы избежать сложностей в общении с детьми, Анна Садковская советует со всей серьезностью подходить к изучению возрастной психологии и физиологии и, конечно же, приобретать бесценный педагогический опыт.

– Безусловно, бывают разные ситуации, но в каждой из них я стараюсь принимать  сторону  ребенка. Кроме того, активно сотрудничаю с классным руководителем и ­родителями.

На своих уроках Анна Садковская стремится создать максимально комфортные условия для обучения: объяснять материал, так сказать, «на пальцах», связывать теорию с практикой. Например, при изучении молекулы воды в 7-м классе ученики выстраиваются в ряд, берутся за руки и показывают с помощью соединения рук, какие атомы химических элементов и как соединяются в данной молекуле. А строение атома хорошо демонстрируется на примере школьного пенала, который есть на парте каждого ученика:

– Прошу ребят представить, что атом – это пенал, и далее мы рассматриваем его составляющие на данном примере. Стараюсь школьников научить учиться, преодолевать трудности. Это их закаляет, делает более уверенными в себе и конкурентоспособными.

Помимо педагогического труда Анна Садковская активно занимается научно-исследовательской работой и не теряет связь с альма-матер. В 2021 году она окончила магистратуру по специальности «Биология», в ближайшее время планирует поступать в аспирантуру.

Ну а на вопрос, учитель – это призвание или работа, она ответила, что хорошо, когда есть баланс между призванием и работой, а еще лучше – чтобы это было любимой работой!

Андрей Лабович окончил факультет физической культуры Купаловского университета в 2018 году, после чего был распределен работать учителем физической культуры и здоровья в ГУО «Учебно-педагогический комплекс Бородичский детский сад-начальная школа» Зельвенского района.

Профессию выбрал из-за любви к спорту:

– Очень мне нравится активный образ жизни, всегда любил участвовать в различных соревнованиях.

По словам молодого учителя, почти все ученики обожают урок физкультуры. Этот предмет позволяет им отдохнуть от умственной нагрузки, которую они испытывают ежедневно в школе. Кроме того, совместная игровая деятельность на уроках раскрепощает, заряжает позитивом. Ну и, что скромничать, многое зависит от самого учителя, его энтузиазма, чувства юмора и такта, умения организовать и заинтересовать детей физической деятельностью.

– Мне нетрудно ладить с детьми, ребята меня уважают и любят как учителя, – признался Андрей ­Лабович.

Трудностей у молодого учителя нет, разве что про заполнение документации всегда нужно помнить, да и то только поначалу, а потом привыкаешь.

Еще одна выпускница ГрГУ имени Янки Купалы Ольга Гайжевская сейчас работает учителем начальных классов в ГУО «Учебно-педагогический комплекс Крутиловичский детский сад − средняя школа» Дятловского района.

Как призналась девушка, она и не представляет, что могла бы найти себя в другой профессии, так как очень нравится учиться самой, передавать знания другим:

– При обучении всегда стараюсь найти общий язык с детками, создать благоприятную обстановку на уроке. Считаю, что учитель не может не любить своих учеников. Они все очень разные, каждый из них индивидуален, каждый – особенный! Глядя в горящие детские глаза, я забываю про все свои заботы.

На своих уроках молодой учитель использует нетрадиционные формы работы, направленные на развитие творческих способностей учащихся, старается организовать благоприятный учебный процесс, в котором задействованы все учащиеся.

В первый год работы, рассказывает Ольга Гайжевская, было нелегко, ведь коллектив новый, каждый из ребят требует индивидуального подхода и документацию нужно правильно вести. Однако, администрация и коллеги всегда оказывали значимую организационную и методическую помощь.

По словам девушки, «учитель» – это не профессия, не работа, не увлечение. Учитель – это призвание, особое состояние души, образ жизни и мыслей, и, конечно же, постоянный труд.

Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива героев публикации

Поделиться

Читайте также: