Олег Созинов: «В науке – свобода творчества, интрига открытия, увлекательный квест…»

В августе свой 50-летний юбилей отпраздновал заведующий кафедрой ботаники, доктор биологических наук Олег Созинов. Накануне юбилея ученый рассказал читателям газеты «Гродзенскі ўніверсітэт» о том, чем занимаются ботаники, о выборе профессионального пути и раскрыл секрет карьерного роста.

– Олег Викторович, расскажите, пожалуйста, чем же на самом деле занимаются ботаники?

– Говорите «ботаники»? Если честно, то в реальности как таковых ботаников не существует. Да, это странно, но в XXI веке специализация наук в связи с огромным объемом информации о природе привела к тому, что всю ботанику как науку о растениях не знает никто и всей ботаникой не занимается ни один ученый в мире. Каждый ученый, который изучает растения, исследует их на определенном уровне организации: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и так далее, до уровня растительных сообществ и в целом растительного покрова всей планеты. Если обобщить, то лучше всего, на мой взгляд, ответили на вопрос «Чем занимаются ботаники?» американские коллеги с Teaching Tools in Plant Biology, которые, кстати, себя называют не ботаниками, а биологами растений: «Изучение растений пополняет наши знания об устройстве жизни в целом и помогает нам использовать растения, чтобы быть здоровыми, сытыми, одетыми и счастливыми».

– Как ботаника связана с экологией?

– Экология является интегративной наукой, которая присутствует во всей биологии, так как изучает взаимоотношения живого с живым и неживым. Без экологии, как и без эволюционной теории, современной серьезной ботаники и не существует. Как правило, предмет ботанического исследования – экологический: выявить механизмы взаимоотношения и взаимодействия объекта (растение, вид, популяции, сообщества и так далее) с факторами окружающей среды.

– Почему важно изучать растения?

– Растения вместе с водорослями формируют кислородную атмосферу Земли, в которой живет человек и большинство животных. Растения дают человеку пищу, жилье, лекарства, одежду, украшения, топливо и всё остальное необходимое и практически незаменимое ничем. Растения – это, по сути, главный двигатель биосферы на планете. Образно и очень точно о роли растений для человека сказал Климент Аркадьевич Тимирязев: «Растение – посредник между небом и землею. Оно – истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца горит и в мерцающей лучине, и в ослепительной искре электричества. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».

– Как Вы выбрали свою профессию? Кто или что повлияло на выбор?

– Ботаникой в широком смысле увлекался с детства, но в прикладном плане – в сельском хозяйстве на даче и в деревне. Хотел стать агрономом: садил и сеял сельхозкультуры, прививал плодовые деревья, делал с ними эксперименты (улыбается), а также вел наблюдения в лесу, так как хотел стать лесником. В школе в старших классах присоединился к олимпиадному движению – и понеслось! Поступил на ФДП в Купаловский университет и, в итоге – на биофак. И, кстати, именно на ФДП, познакомившись с преподавателями биофака ГрГУ имени Янки Купалы, окончательно решил стать профессиональным биологом. Личность педагога-ученого (наставник в науке должен быть играющим тренером), по моему опыту, является ключевой в профессиональной траектории студента.

– Сколько лет Вы работаете в Купаловском университете? Расскажите о Вашем пути в науку, о карьерном росте.

– Я работаю в ГрГУ имени Янки Купалы с лета 1997 года, но путь в науку начался еще в студенчестве в Институте биохимии, где я писал дипломную работу по нейрохимии под руководством профессора, доктора биологических наук Нины Павловны Канунниковой, но на полевых практиках всегда гербаризировал растения, определял их. Поэтому всё-таки ботаника взяла свое (per aspera ad astra!), и я поступил в аспирантуру в Институт экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича (ИЭБ) НАН Беларуси в Минск. В 2005 году защитил диссертацию по демэкологии и ресурсоведению лекарственных видов растений Гродненщины. Потом был активный сложный поиск продолжения, и c помощью нашей легендарной геоботанической болотоведческой команды с ИЭБ, а также с коллегами-фармацевтами Витебского медуниверситета и ресурсоведами и геоботаниками Ботанического института имени В.Л. Комарова я вышел на новый уровень понимания растений и растительности (переход количества в качество!), и это привело к поступлению в докторантуру БИН РАН в Санкт-Петербурге. В 2019 году защитил докторскую диссертацию по двум специальностям: ботаника и экология. Карьерный рост у меня был классический: начинал с лаборанта в Институте биохимии, а потом в ГрГУ имени Янки Купалы прошел путь от ассистента и преподавателя-стажера до заведующего кафедрой.

– Что Вам нравится больше всего в своей работе?

– В науке – свобода творчества, интрига открытия, увлекательный квест, чувство собственного интеллектуального роста, разгадывание загадок природы, роскошь профессионального общения, радость открытий, иногда – закрытий, а в педагогике – возможность научить, передать знания молодому поколению, чтобы было продолжение, говоря геоботаническим языком – подрост (улыбается). Наука жива и устойчива только на базе преемственности. Вырастить самостоятельного творческого профессионала так же сложно, как сделать открытие в науке. Очень радует, что получается создание геоботанической школы на кафедре: есть ученики, которые уже работают или в ближайшей перспективе станут преподавателями кафедры, и тогда, конечно, можно и нужно выходить на новый уровень науки и, есть надежда, что геоботаника и ресурсоведение станут локомотивами в научной и преподавательской деятельности факультета.

– Как проходит Ваш типичный день?

– Главное вовремя проснуться (улыбается), так как работаю допоздна. В межсезонье тружусь на кафедре: учебный и научный процесс, а в полевой сезон – геоботанические экспедиции по проектам или инициативные, часто – совместно с коллегами Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук. Довольно часто идет работа в научном Гербарии ГрГУ имени Янки Купалы, который, кстати, имеет официальный государственный статус научной коллекции, а также статус особо ценной коллекции в Беларуси и зарегистрирован в Index Herbariorum в Нью-Йоркском ботаническом саду. Научный Гербарий – это главная непреходящая ценность биофака.

– Как проходит Ваше общение с растениями? В чем оно похоже на общение с людьми?

– В принципе, ботаника и нужна, чтобы найти общий язык с растениями, понимать их. И в этом помогает наука, когда мы, ученые, работая в поле или в лаборатории, стараемся перевести признаки и свойства растений на язык цифр и через цифры перевести информацию с языка растений на человеческий. Однако у нас нет ботанического Розеттского камня, поэтому пока словарь несовершенен, но мы упорно работаем над этой проблемой и, возможно, в далекой перспективе наши цивилизации смогут общаться, во всяком случае, адекватно понимать друг друга, и тогда, конечно, это будет уже другой мир! (улыбается). Общение с растениями аналогично общению между людьми: это когда встречаются два человека, каждый говорящий на своем языке и не понимающий другого. Вот так сейчас мы общаемся с растениями – часто на уровне догадок и предположений, а усложняет общение то, что надо уметь считывать адекватную информацию с каждого уровня организации растений.

– Исследованием каких видов растений Вы занимаетесь?

– Я геоботаник-ресурсовед и эколог растений по ботанической специализации, поэтому виды растений я не изучаю, а изучаю популяции видов растений и растительные сообщества. Например, мы с коллегами с ИЭБ долго исследовали растительные сообщества болот нашей страны и уже издали монографию по флоре и растительности верховых болот страны. Также изучаем разнообразные растительные сообщества многих заказников, национальных парков и заповедника. Например, Гродненская пуща, Липичанская пуща, Озеры, Беловежская пуща, Березинский заповедник, Ельня, Освейский и многие другие. С польскими коллегами изучали генетическую структуру редких видов растений. С литовскими коллегами исследовали инвазивные виды растений приграничья. Сейчас с петербуржскими геоботаниками изучаем динамические процессы растительных сообществ на лугах. Работы очень много, хочется всё успеть, но растительный мир, как и вся живая природа, очень сложен, динамичен и многоуровнен, поэтому процесс познания бесконечен.

– На чем сейчас Вы делаете акцент в своей работе как ученый, заведующий кафедрой?

– Как ученый стараюсь генерировать идеи, формировать новые взгляды на вроде банальные явления в растительном мире, находить повторяющиеся закономерности в многочисленных фактах, подходить к решению проблем комплексно, чтобы в итоге прийти к самому сложному и главному в науке: открыть законы функционирования растительных сообществ и иметь возможность прогнозировать их развитие. И, конечно, растить учеников. Как заведующий кафедрой считаю, что главное – сформировать устойчиво функционирующий коллектив с высокой производительностью труда как в учебном, так и в научном формате. Это крайне сложно, но я стараюсь создавать рабочие комфортные условия, чтобы каждый сотрудник кафедры создавал высокую добавленную стоимость в виде компетенций студентов и научных публикаций.

Беседовала Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива Олега СОЗИНОВА

Поделиться

Вам может также понравиться...