Перезагрузка филфака и факультета физической культуры

В 2021 году некоторые факультеты нашего университета сменили своих руководителей. В конце апреля уходящего года были назначены новые деканы на филологическом факультете и факультете физической культуры. Мы поговорили со Светланой Гончар и Виталием Храмовым, чтобы узнать, какие нововведения пришли на факультеты вместе с новым руководством.

«Не студент для декана, а декан для студента»

– Светлана Викторовна, каким принципам Вы  следуете на должности декана одного из старейших факультетов университета?

– Во-первых, очень хочется следовать медицинскому принципу «не навреди», ведь, что греха таить, многие на факультете побаиваются, что с приходом «декана-иностранца» изменится роль и место кафедр-корифеев – кафедры русской и белорусской филологии. Во-вторых, следуя принципу «хочешь изменить мир, начни с себя», я стараюсь адаптироваться к новым для меня реалиям, но адаптироваться таким образом, чтобы не потерять себя и присущей мне легкости в выстраивании отношений внутри нового коллектива. А если коротко и по существу, но ни разу не в шутку, – двери в кабинет декана в буквальном смысле открыты всем и всегда.

– Какие цели и задачи Вы как руководитель факультета ставите сегодня перед собой и перед своим коллективом?

– Цели любого структурного под­разделения определяются сегодня стратегией развития университета, и вряд ли филологический факультет останется в стороне от реализации каждого из пяти направлений этой стратегии. Филологический факультет, как никакой другой, сегодня является факультетом устойчивого развития. Кроме того, полагаю, нас вполне можно считать личностно-ориентированным факультетом, ведь по ряду специальностей подготовка сегодня ведется, что называется, в ручном режиме. Наши специальности первой и второй ступени привлекают всё больше студентов из-за рубежа, так что нас в некотором смысле можно назвать факультетом без границ. Осталось всего-ничего: стать инновационно-восприимчивым и технологически продвинутым факультетом. И в этом, я надеюсь, факультет преуспеет в ближайшую пятилетку.

– Какие, на Ваш взгляд, перспективы у филологического факультета?

– У филологии сегодня больше перспектив, чем принято видеть. По сути, владение языком и искусством коммуникации открывает безграничные перспективы. Правда однако и то, что филология как вещь в себе в условиях сегодняшнего общества это товар, не пользующийся особым спросом. Вывод напрашивается сам собой: динамика развития факультета – постоянный поиск новых партнеров и новых сфер применения филологического знания для того, чтобы оставаться востребованными не только сегодня, но и завтра, и через десятилетия.

– Как Вы думаете, нужны ли будут филологи, допустим, через 50 лет, ведь уже сегодня есть программы, которые переводят, проверяют орфографию?

– Вряд ли филология – это только перевод, орфография или синтаксис. Даже если признать, что искусственный интеллект и системы машинного перевода совершили качественный скачок со времен первых попыток сдать курсовую или проект, написанный с использованием Google translate, всё равно остается масса областей филологического знания, в которых человек сегодня незаменим, и еще долго останется незаменим, если честно. Так что, да, филологи будут нужны и через 50, и через 100 лет. Конечно, качественно изменится подход к филологической подготовке и инструментарий педагога-филолога, но филологии – жить.

– Какие специальности факультета сегодня наиболее востребованы?

– Ни для кого-то не станет откровением, что среди востребованных сегодня – специальности, связанные с иностранными языками. Язык – это ключ к любой карьере, будь-то карьера юриста, экономиста или IT-специалиста. Выпускники специальностей «Современные иностранные языки» и «Романо-германская филология» реализуют свои профессиональные компетенции не только в школе. Среди референтов, тестировщиков и даже менеджеров по подбору персонала также много наших вчерашних студентов.

– Не утрачивают ли свою актуальность романские языки?

– С горечью вынуждена констатировать, что интерес к романским языкам несколько снизился в последние годы. Зачастую при выборе второго языка студенты, что называется, идут по пути наименьшего сопротивления (немецкий при первом английском или польский, который для многих жителей Гродненщины интуитивно понятен). Но согласитесь, сегодня нельзя быть конкурентоспособным на рынке труда, имея в арсенале лишь два германских языка. Понимание возможностей, которые открывает владение испанским, французским или итальянским, к сожалению, приходит довольно поздно, когда как максимум мы можем предложить лишь обучение на вечерних платных курсах романских языков. К слову, будучи по диплому романисткой, я ставлю одной из своих целей возрождение интереса к французскому языку среди студентов филологического факультета и на других специальностях университета. Смогу ли достучаться до ребят? Время ­покажет.

– Как изменилось филологическое образование в связи с пандемией?

– Не скажу, что произошли какие-то значительные изменения. Задолго до пандемии мы начали говорить об инновациях, в том числе цифровых технологиях в обучении языку, пандемия лишь заставила нас чуть ускорить их адаптацию к учебному процессу вуза. Занятия в Zoom нисколько не теряют в коммуникативности, а форм и приемов работы можно использовать даже больше. Так что, видимо, это тот случай, когда неблагоприятные обстоятельства обернулись для нас, филологов, рядом новых возможностей.

– Обучают ли на Вашем факультете студентов проводить онлайн-уроки? Ведь кто-то из выпускников пойдет работать в языковые школы, и там нужны такие навыки.

– Онлайн-обучение – наша действительность вот уже почти два года, а значит и учебные программы по методике преподавания языка дополнились разделами, посвященными планированию и проведению занятий с использованием возможностей интерактивных платформ, образовательных программ и другим. Такие навыки нужны не только выпускникам, которые пойдут работать в языковые школы и центры. Факультативы, кружки и даже частные уроки сегодня проводятся с использованием ИКТ. Пандемия подбросила нам новую возможность, мы ею воспользовались. Разве не это значит идти в ногу со временем?

– Какие вопросы студентов Вам приходится решать?

– Чаще всего от студентов слышу вопрос: «Вы декан?» А если серьезно, вопросов много. Большинство из них решается в кабинете декана, но есть и такие, где без помощи студгородка или управления воспитательной работы не обойтись. Так или иначе, в своей работе я стараюсь исходить из принципа «не студент для декана, а декан для студента», а значит, внимательно прислушиваюсь к просьбам и предложениям ребят. Нужна форма для спортивной команды? – Почему нет? Ведь девушки демонстрируют уверенные успехи в легкой атлетике. Факультетская Доска почета? – Хорошо, но пусть студ­актив решает, кто и почему достоин на ней красоваться. Поэтический вечер с чаем и печеньками? – Да. Да. И снова да. Практика показала, что подобный подход мобилизует и самих ребят что-то делать и предлагать, а значит, формирует у них самые важные на сегодняшний день компетенции – организаторские.

– Как у Вас на факультете организована внеучебная деятельность студентов? Насколько она важна?

– В мое студенческое время всё самое интересное происходило как раз за пределами аудитории. Сегодня ребята, безусловно, намного больше загружены учебной работой. Некоторые из них в вопросах по организации внеучебной деятельности честно признаются, что едва успевают справляться с огромным объемом учебной работы и в часы досуга хотят просто полежать с ноутбуком или смартфоном. Но есть и те, для кого внеучебная деятельность – отдушина. На таких ребятах держатся все наши мероприятия: от написания сценария до изготовления декораций. И пусть в этом году ребята не смогли показать всё, что готовили к Alma-mater, хочу верить, что потенциал студентов-филологов будет реализован во всех возможных направлениях внеучебной деятельности.

«Результатом занятий по физкультуре должно стать понимание необходимости регулярной двигательной активности»

Виталий Владимирович, как Вы считаете, в чем заключается Ваша роль как нового декана на факультете физической культуры?

– Роль любого декана, нового или с опытом, всегда заключается в создании условий для развития потенциала студентов и сотрудников факультета. Что касается моих установок, то они ориентированы на поддержку молодых специалистов, активизацию инновационной деятельности преподавателей, поддержку студенческих инициатив.

– Что в планах у нового декана?

– В первую очередь – это непрерывное совершенствование качества подготовки специалистов, что должно обеспечить высокую конкурентоспособность университета в сфере высшего физкультурного и спортивного образования нашей страны. Достижение этой цели связано с устойчивым развитием кадрового состава, появлением новой генерации специалистов, умеющих создавать и развивать инновационные технологии, коммерциализировать результаты научной и методической деятельности. В настоящее время перед педагогическим коллективом факультета стоит задача по интеграции реального методического опыта учителя физической культуры и тренера в дидактические процессы, реализуемые на факультете.

Следующее направление связано с реализацией научно-методического потенциала сотрудников факультета для решения практических задач физического воспитания. Сейчас выполняется работа по поиску способов повышения эффективности учебного процесса по предмету «Физическая культура». В частности, на основе учета личных предпочтений студентов в двигательной активности, активизации мотивов физкультурной деятельности, применения прогрессивных фитнес-технологий. Очень хотелось бы, чтобы результатами занятий по физкультуре в нашем университете стали не зачет или галочка в учете посещаемости, а пониманием необходимости в регулярной и целенаправленной двигательной активности.

И третьим, не менее значимым направлением функционирования факультета физической культуры является развитие студенческого спорта на республиканском и международном уровнях. Наш университет славится спортивными традициями, доказывая свои ведущие позиции в финальных соревнованиях Республиканских Универсиад. Причем в число победителей и призеров этих соревнований часто входят представители других факультетов. И всё же задачи успешного выступления спортсменов-купаловцев находятся в ведении декана факультета физической культуры в сотрудничестве со спортивным клубом. На профильных кафедрах факультета работают ведущие тренеры, которые наряду с преподавателями должны решать задачи поиска перспективных спортсменов из числа выпускников учебно-спортивных учреждений Гродненского региона и не только. Соответственно улучшение качества работы в системе «тренер-спортсмен» является приоритетом в работе факультета.

– В чем Вы видите динамику развития факультета физической культуры?

– Факультет физической культуры по достоинству занимает ведущие позиции в физкультурном образовании нашей страны. Недавно декан, а ныне заведующий кафедрой спортивных дисциплин Андрей Навойчик, на протяжении уже более 5 лет занимает должность председателя республиканского научно-методического совета по группе специальностей «Физическая культура». Соответственно развитие факультета – это в первую очередь сохранение и приумножение статуса признанного лидера физкультурного образования. В последние годы наряду со специальностью «Физическая культура» мы приступили к подготовке тренеров для нужд Гродненского региона. Ближайший выпуск ожидается в 2024 году. Особенностью набора на тренерские специальности является то, что абитуриенты при поступлении уже должны подтвердить достаточно высокий спортивный статус. Соответственно именно в связи с подготовкой тренерских кадров мы ожидаем укрепление сборных команд по видам спорта перспективными ­спортсменами.

Выпускающим кафедрам факультета следует научиться прогнозировать не текущую, а перспективную потребность в открытии новых специальностей. Например, качество фитнес-услуг, предлагаемых в Гродненском регионе, только бы улучшилось, если бы факультет физической культуры приступил к выпуску соответствующих профильных специалистов. Наши выпускники востребованы не только на педагогических и тренерских должностях. В настоящее время наметился устойчивый спрос в специалистах, которые умеют организовывать и проводить массовое спортивное (соревнования по бегу, велоспорту, плаванию, разнообразным спортивным играм) и физкультурно-оздоровительное (день здоровья, фестивали, турслеты, корпоративные спортивные конкурсы и развлечения) мероприятие, провести индивидуальный физический тренинг как для целей массового спорта, так и для преодоления расстройств здоровья. Важно, что такой специалист должен обладать высоким уровнем бизнес-компетенций, которые являются базой для раскрытия специализированных навыков, что позволяет повысить качество физической культуры и спорта в обществе.

– Какие специальности факультета сегодня пользуются спросом?

– Факультет физической культуры обеспечивает подготовку по специальности «Физическая культура» и «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа по виду спорта)». Эти специальности пользуются устойчивым спросом среди абитуриентов. В 2021 году самый высокий конкурс был на специальность «Физическая культура» в заочной, сокращенной форме подготовки – 1,9 человека на место.

– Как факультет работал в неблагоприятных эпидемиологических условиях?

– Мы стали больше внимания уделять реализации в учебной работе тех возможностей, которые предоставляют современные компьютерные и коммуникационные технологии. Как преподаватели, так и студенты, серьезно «подтянули» владение компьютерными программами, предназначенными для проведения занятий в онлайн-режиме. Хорошим подспорьем в переводе части занятий в виртуальную образовательную среду стал более чем десятилетний опыт по разработке и внедрению на спортивных кафедрах технологии электронного обучения двигательным действиям. В условиях вынужденного дистанцирования преподавателей и студентов мы смогли сохранить качество образовательного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам. Очевидно, что невозможно, например, научиться плавать «по компьютеру». Однако компьютерные технологии позволяют на качественно более высоком уровне формировать специальные знания и даже педагогические компетенции, необходимые для обучения технике вида спорта.

– С какими вопросами к Вам чаще обращаются студенты? Какие их жалобы или предложения Вам запомнились больше всего?

– Наиболее типичные вопросы связаны со способами организации учебной работы студентов, которые активно тренируются или работают. На данный момент приходится обсуждать порядок индивидуальной организации вакцинации в связи с плотным графиком спортивных состязаний или учебно-тренировочных сборов.

Больше всего запомнились предложения по ремонту легкоатлетического манежа, который в настоящий момент активно преобразовывается. Студенты попросили сделать стены более дружелюбными. И эти пожелания учтены в дизайн-проекте.

– В чем специфика внеучебной деятельности факультета физической культуры?

– Специфика студентов факультета физической культуры в том, что их учебная деятельность обязательно включает тренировочный процесс. Однако мы все понимаем, что воспитательная работа занимает особое место в структуре педагогической деятельности специалиста физической культуры и спорта. Поэтому весь арсенал воспитательных (КВИЗ, конкурс первокурсников, волонтерская деятельность, встречи со знаменитыми людьми), гражданско-патриотических и, естественно, спортивных мероприятий является обязательным элементом внеучебной деятельности студента факультета физической культуры. Здесь всё не перечислишь. Приглашаю в наш инстраграм – ffcgrsu.

Беседовала Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива Светланы ГОНЧАР и Виталия ХРАМОВА

Поделиться

Вам может также понравиться...