Чеслав Кирвель: «Беспречное человечество: вызовы и угрозы «рукотворной эволюции»

Нынешняя, небывало противоречивая фаза прогресса, открывая человечеству множество новых возможностей, перспективных тенденций развития, в то же время обнаруживает немалые негативные проявления, тупиковые варианты движения социума, риски и опасения самого разного рода.

Главная проблема состоит в том, что в отличие от прежних технологий, которые были направлены на преобразование окружающей среды, современные информационные технологии создают возможность преобразования самого человека. Это обстоятельство не может не вызывать многообразный драматический шок. Исследователи отмечают, что последние 15 лет нарастающими темпами идёт процесс целенаправленного изменения человека как разумного, обладающего развитой психикой, социального существа.

Наибольшую опасность здесь представляет то, что научные и политические элиты (прежде всего коллективного Запада) взяли курс на развёртывание «рукотворной эволюции» и приступили к созданию «двухуровневого общества», состоящего из правящего класса избранных и нового подвида Homo sapiens – служебного человека, т.е. тех, кто управляет и господствует («долгожители») и тех, кто не должен обладать знаниями и способностями, открывающими возможность осознанного выбора, а владеть лишь компетенциями, позволяющими пользоваться готовыми сервисами, быть «людьми одной кнопки». Вот, что в этой связи заявил директор Курчатовского института М.В. Ковальчук: «Сегодня возникла реальная технологическая возможность в процессе эволюции человека. И цель – создать принципиально новый подвид Homo sapiens – служебного человека». Он утверждает: «Свойство популяции служебных людей очень простое: ограниченное самосознание, и когнитивно это регулируется элементарно, мы с вами видим, это уже происходит. Вторя вещь – управление размножением, и третья вещь – дешёвый корм, это генно-модифицированные продукты. И это тоже уже все готово. Значит, фактически сегодня уже возникла реальная технологическая возможность выведения служебного подвида людей. И этому помешать уже не может никто, это развитие науки, это по факту происходит, и мы с вами должны понимать, какое место в этой цивилизации мы можем занять».

В наше время, благодаря новейшим технологическим достижениям, обретает реальность процесс формирования алгоритмических обществ, использование практик социального программирования и формализации повседневной деятельности людей. Вообще, экспансия машин, техники, нарастание технологизации и машиназации в жизнедеятельности общества неизбежно ведут к той или иной форме алгоритмизации человека и, соответственно, к снижению степеней свободы в его поведении. Человек, создавая и управляя машиной, сам неизбежно вынужден подчиняться её ритмам и особенностям функционирования. Так, он вынужден всё в большей мере подстраиваться, например, к роботам, превращаться в элемент роботизированного производства. Технологизированная внешняя среда, так или иначе, подталкивает человека к автоматическому режиму существования, к использованию стереотипов и операционному поведению. Ныне уже в пору говорить о переходе от стадии человека «разумного» к стадии человека «программируемого».

Необходимо признать, что безостановочный рукотворный технический прогресс, интенсивное развертывание манипулятивных практик ставит на повестку дня проблему кардинального переосмысления и изменения сложившейся ситуации и, прежде всего, вопрос о свободе личности. Ведь к каким оговоркам не прибегать, становится совершенно очевидно, что жизнь человека в цифровом мире обнажается, оказывается как на ладони, может быть полностью раскрыта, незащищенной от слежки спецслужб, да и вообще от любых организованных групп. Право людей на неприкосновенность частной жизни, несмотря на все формальные запреты, ныне начинает «трещать по швам». Цифровая революция делает нас все более зависимыми от технологий и чем-то более одинаковыми. Более того, как отмечает А.Г. Чернышев: «вполне законным способом граждан пытаются принудить всецело раствориться в информационном мире, насильно и побыстрее затолкать в «цифру» – отобрать бумажные книги и учебники, внедрить повсеместно банковские карты и электронные деньги и тем самым фактически получить возможность установить невиданные ранее способы контроля над личностью. Уже сегодня блокчейн позволяет совершенно иначе, чем раньше, отслеживать все действия пользователей внутри системы. Таким образом, вполне обоснованы опасения, что «Большой брат», используя «большие данные», будет знать о каждом из нас буквально всё».

Сегодня, похоже, мы движемся к такой форме тоталитаризма, которая и не снилась критикам «советской тоталитарной системы». И навязывают нам такой путь движения социума неолиберальные элиты, для которых основой мироздания является вовсе не человек, а прибыль и даже откровенная внеэкономическая нажива.

Чеслав КИРВЕЛЬ, заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор

Поделиться

Читайте также: